o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Указ "Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ и реализации государственной программы развития здравоохранения"

 

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

19.09.2007 г.

N УП-3923

 

 

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

ДАЛЬНЕЙШЕГО УГЛУБЛЕНИЯ РЕФОРМ

И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОГРАММЫ   РАЗВИТИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

 Отметить, что важнейшие положения и целевые задачи Государственной программы реформирования здравоохранения, принятые в 1998 году, в целом успешно реализуются. Практически полностью пересмотрена система медицинского обслуживания, выработаны принципиально новые подходы к построению системы здравоохранения в республике.

Создана единая система по оказанию бесплатной неотложной высококвалифицированной медицинской помощи населению, состоящая из специализированных областных больниц и 173 отделений в районах и городах, отвечающих самым высоким требованиям и международным стандартам, служб скорой медицинской помощи, руководство и координацию деятельности которых осуществляет Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи.

В области хирургии, кардиологии, микрохирургии глаза и урологии образованы республиканские специализированные медицинские центры, оснащенные самым современным диагностическим и лечебным оборудованием, где высококвалифицированные специалисты проводят сложные, уникальные высокотехнологичные операции.

Серьезные изменения произошли в первичном звене здравоохранения, особенно в сельской местности - вместо малоэффективных фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий создано свыше 3,1 тыс. сельских врачебных пунктов, оборудованных современной медицинской техникой, в которых первичную медицинскую помощь оказывают квалифицированные врачи общей практики.

Существенные изменения произошли в системе охраны материнства и детства, укрепления здоровья женщин. Исключительно важное значение имеет создание разветвленной сети скрининг-центров, осуществляющих систематический контроль за состоянием здоровья будущих матерей и способствующих рождению здоровых детей. Значительно укрепилась материально-техническая база родовспомогательных учреждений.

В корне изменена система материального стимулирования и оплаты труда врачей и медицинского персонала - размеры их заработной платы и механизм поощрения поставлены в непосредственную зависимость от степени сложности и напряженности выполняемой работы, качества оказываемой медицинской помощи. В каждом медицинском учреждении образованы фонды материального стимулирования и развития медицинских организаций. В результате за последние два года размеры заработной платы медицинских работников возросли в 2,2 раза.

В республике последовательно формируется частный сектор в здравоохранении - более 1,7 тыс. юридическим лицам выданы лицензии на занятие частной медицинской практикой и свыше 2,1 тыс. физическим лицам - на осуществление индивидуальной врачебной деятельности.

Реформируется система подготовки медицинских кадров - внедрена современная двухуровневая система высшего медицинского образования, образована Ташкентская медицинская академия. Принципиально новым является организация подготовки в вузах медицинских сестер с высшим образованием.

Принятые меры по реформированию системы здравоохранения позволили существенно повысить уровень медицинского обслуживания людей, улучшить качество жизни населения. В результате продолжительность жизни населения в Узбекистане за период с 1990 по 2006 год увеличилась с 67 до 72,5 лет, в том числе мужчин - с 66 до 70, женщин - с 70 до 74,6 лет. Полностью искоренены такие социально опасные и инфекционные заболевания, как оспа, брюшной тиф, полиомиелит, дифтерия, сибирская язва, бубонная чума, холера и др.

Вместе с тем в системе здравоохранения и защиты здоровья людей продолжают оставаться нерешенными многие вопросы, связанные с повышением уровня профилактики и качества оказываемых медицинских услуг, в первую очередь в областном и районном звене.

Громоздкой и неэффективной остается организационная структура управления здравоохранением, в которой преобладают стационарные лечебные учреждения. Территориальные органы управления здравоохранением не обеспечивают должного организационно-методического руководства деятельностью медицинских учреждений, не обеспечивается должный санитарно-эпидемиологический надзор по профилактике и предупреждению распространения инфекционных заболеваний.

Республика испытывает острую необходимость в развитии узкоспециализированных медицинских центров по проведению сложных, высокотехнологичных операций в области нейрохирургии, кардиохирургии, онкологии, гинекологии и акушерства, острых желудочно-кишечных заболеваний и других, потребность в которых остается достаточно высокой.

Крайне слабо организована по территории республики сеть диагностических служб как важнейшего средства своевременного выявления, профилактики и эффективного лечения заболеваний.

Несмотря на созданную разветвленную сеть скрининг-центров, система патронирования за состоянием здоровья будущих матерей и ходом беременности, особенно в сельской местности, требует значительного качественного улучшения.

Постоянного серьезного внимания и кардинального улучшения организации деятельности требует система санитарно-эпидемиологической службы по предупреждению инфекционных и вирусных заболеваний, надежной защите населения от ВИЧ/СПИДа.

В дальнейшем совершенствовании нуждается система подготовки и переподготовки квалифицированных медицинских кадров. Серьезные нарекания вызывает качество подготовки кадров в медицинских колледжах, требуется их укрепление современным учебно-методическим и лабораторным оборудованием.

Значительно ослабла научно-медицинская школа, отсутствует надежная связь между научными исследованиями и их внедрением в лечебно-диагностическую практику. Созданная высокотехнологичная материальная и научная база многих республиканских медицинских учреждений слабо используется для повышения квалификации медицинских работников.

В целях дальнейшего углубления реформ в сфере здравоохранения, формирования отвечающей современным требованиям организационной структуры, обеспечения необходимой профилактики распространения заболеваний кардинального повышения эффективности, качества и доступности медицинского обслуживания населения, а также совершенствования системы подготовки и переподготовки медицинских кадров:

 

1. Определить основными задачами дальнейшего углубления реформирования здравоохранения:

формирование современной организационной структуры здравоохранения, обеспечивающей единое организационно-методическое руководство и контроль за качеством предоставляемых населению медицинских услуг;

дальнейшее развитие сети и создание новых республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, оснащенных современным диагностическим и лечебным оборудованием, высококвалифицированным кадровым потенциалом и оказывающих населению специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь;

коренное совершенствование системы медицинской диагностики, широкое развитие по территории республики сети диагностических служб, оснащенных современным, отвечающим международным стандартам оборудованием и укомплектованных высококвалифицированными специалистами;

повышение эффективности и надежности системы защиты населения от вирусных и инфекционных заболеваний, предупреждения заболевания ВИЧ/СПИДом за счет реализации превентивных мер, направленных прежде всего на профилактику и нейтрализацию источников заражения;

кардинальное повышение качества системы охраны здоровья женщин и детей, патронирования за состоянием здоровья будущих матерей, дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы скрининг-центров, родовспомогательных и педиатрических учреждений, особенно в сельской местности;

совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров с учетом удовлетворения потребностей медицинских учреждений во врачах общей практики и узкоспециализированных врачах, обеспечение условий для постоянного повышения квалификации и профессионализма медицинских работников;

содействие развитию частных медицинских учреждений, обладающих современным диагностическим и лечебным оборудованием, высококвалифицированными медицинскими кадрами и предоставляющих населению качественные специализированные медицинские услуги в строгом соответствии с утвержденными стандартами лечебного процесса.

 

2. Принять предложения Рабочей группы, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 22 января 2007 года N Р-2658, о создании в 2007-2008 годах:

а) областных многопрофильных медицинских центров по оказанию медицинских услуг по основным направлениям лечения (плановая хирургия, терапия, кардиология, урология и др.) на базе действующих областных больниц и отдельных специализированных медицинских учреждений;

б) областных детских многопрофильных медицинских центров для лечения детских болезней на базе действующих областных детских медицинских учреждений;

в) центров медицинской диагностики в городах Нукус и Ташкент, а также в каждом областном центре, функционирующих на платной основе;

г) районных (городских) медицинских объединений на базе центральных районных (городских) больниц, детских и взрослых поликлиник на соответствующих территориях с возложением на них функций по координации деятельности и оказанию методологической помощи сельским врачебным пунктам и семейным поликлиникам в проведении ими профилактических, санитарно-просветительных мероприятий и реабилитационных медицинских услуг;

д) Республиканских специализированных научно-практических медицинских центров:

акушерства и гинекологии на базе НИИ акушерства и гинекологии с лечебной базой, центров репродуктивного здоровья женщин;

педиатрии на базе НИИ педиатрии с лечебной базой;

терапии и медицинской реабилитации на базе НИИ терапии и медицинской реабилитации с лечебной базой и Научного центра гастроэнтерологии;

дерматологии и венерологии на базе Республиканского НИИ дерматологии и венерологии с лечебной базой;

фтизиатрии и пульмонологии на базе НИИ фтизиатрии и пульмонологии с лечебной базой;

эндокринологии на базе НИИ эндокринологии с лечебной базой.

Возложить ответственность за формирование, оснащение и обеспечение финансирования в соответствии с действующими требованиями указанных Республиканских специализированных научно-практических медицинских центров на Министерство финансов и Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.

 

3. Министерству финансов, Госкомимуществу, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с Советами центров республиканских специализированных медицинских центров в месячный срок утвердить четкие графики по полному переходу на условия самофинансирования и самоокупаемости Республиканских специализированных центров микрохирургии глаза и кардиологии в 2007 году, Республиканского специализированного центра урологии в 2008 году и Республиканского специализированного центра хирургии в 2011 году.

 

4. Министерству здравоохранения совместно с Госархитектстроем Республики Узбекистан разработать, с учетом изучения опыта развитых стран, типовые проекты областных центров диагностики, отвечающих самым высоким требованиям и положениям международных стандартов, и в трехмесячный срок представить их на рассмотрение правительства.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в соответствии с одобренными типовыми проектами принять решение по строительству или реконструкции областных центров диагностики, оснащению их необходимым диагностическим оборудованием, квалифицированными кадрами и источниками финансирования.

 

5. Считать важнейшими направлениями деятельности:

 

а) районных (городских) медицинских объединений - проведение профилактической работы по предупреждению заболеваний, прежде всего инфекционных и вирусных, оказание качественной первичной амбулаторно-поликлинической помощи населению, осуществление первичной экстренной, неотложной медицинской помощи, стационарное лечение больных, а также организационно-методическое руководство сельскими врачебными пунктами, семейными поликлиниками, другими медицинскими учреждениями района (города);

б) областных многопрофильных медицинских центров - проведение обследования больных, оказание им высококвалифицированной медико-консультативной помощи, организацию стационарного лечения по основным направлениям заболеваний (плановая хирургия, терапия, кардиология, гинекология и др.), а также методическое обеспечение внедрения в медицинских учреждениях области современных методов и технологий оказания медицинской помощи;

в) территориальных органов управления здравоохранением:

внедрение единых стандартов в диагностике и лечении, при оказании медицинских услуг, а также осуществление надзора за их соблюдением медицинскими учреждениями;

осуществление организационно-методического руководства деятельностью медицинских учреждений, расположенных на соответствующих территориях;

обеспечение эффективного санитарно-эпидемиологического надзора, реализацию действенных мер по предупреждению распространения инфекционных и особо опасных заболеваний;

организацию проведения профилактической работы среди населения по повышению медицинской культуры в семье, пропаганде здорового образа жизни.

 

6. Министерству финансов совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по совершенствованию системы финансирования учреждений здравоохранения.

 

7. Освободить с 1 октября 2007 года сроком на 5 лет медицинские учреждения, оказывающие населению платные медицинские услуги (кроме стоматологических и косметологических), от уплаты всех налогов и других обязательных платежей, за исключением обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд от объема реализации товаров (работ, услуг) и единого социального платежа, с целевым направлением высвобождаемых средств на оснащение медицинского учреждения современным медицинским оборудованием.

 

8. Освободить сроком до 1 января 2013 года медицинские учреждения, независимо от форм собственности (кроме стоматологических и косметологических), от уплаты таможенных платежей (за исключением сбора за таможенное оформление) за ввозимое новое медицинское оборудование по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров.

 

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок подготовить проект правительственного решения по реализации настоящего Указа.

 

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С.Касымова и Р.С.Азимова.

 

 

Президент

Республики Узбекистан                                                 И. Каримов

 



Номер документа:  N УП-3923
Дата принятия:  19.09.2007
Источник:  "Собрание законодательства Республики Узбекистан", 2007 г., N 37-38, ст. 382

Последние события

Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2024 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz