o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Закон Республики Узбекистан № 446-II "Об обращениях граждан"

13.12.2002

Закон Республики Узбекистан "Об обращениях граждан"

(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан , 1994 г ., № 5, ст . 140)

Настоящий Закон утвержден в новой редакции Законом Республики Узбекистан «Овнесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об обращениях граждан » от 13 декабря 2002 года № 446-II.

Настоящий Закон устанавливает основные положения, определяющие право граждан на обращения в государственные органы, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации, независимо от форм собственности, а такжепорядок и сроки рассмотрения обращения граждан.

Статья 1. Обращения граждан

Граждане Республики Узбекистан, участвуя в управлении государственными и общественными делами, реализуя право и свободы, предоставленные им КонституциейРеспублики Узбекистан и другими законами, имеют право:

  • на обращение в защиту своих законных прав и интересов;
  • на восстановление компетентными органами государства и общественных объединений нарушенных прав.

Граждане Республики Узбекистан могут обращаться в пользу других лиц и организаций.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными и вносятся в устной либо в письменной форме в виде предложений, заявлений или жалоб.

Не подлежат рассмотрению в соответствии с настоящим Законом обращения граждан, если законодательством республики предусмотрен иной порядок их рассмотрения.

Лица без гражданства имеют право на обращения в соответствии с настоящим Законом.

Обращения граждан иностранных государств рассматриваются в установленном настоящим Законом порядке, если международными договорами и соглашениями Республики Узбекистан не предусмотрены иные правила их рассмотрения.

Статья 2. Требования, предъявляемые к обращениям

В обращениях должны быть указаны фамилия, имя, отчество, сведения о местожительстве гражданина, изложена суть предложения, заявления или жалобы.

Обращения, в которых не указаны эти сведения, считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.

Обращения адресуются государственному органу, общественному объединению, предприятию, учреждению, организации или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов, а также депутатам всех уровней.

Обращения, направленные в государственный орган, общественное объединение, на предприятие, в учреждение или организацию, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней направляются соответствующим органам или должностным лицам с сообщением об этом гражданину.

Обращения, поданные в установленном порядке, подлежат обязательному рассмотрению. Отказ в приеме обращений запрещается.

Если обращения не содержат необходимые сведения для направления их надлежащим органам или должностным лицам, то они в тот же срок возвращаются гражданину с соответствующими разъяснениями.

Статья 3. Запрещение преследования граждан в связи с обращениями и принуждения их к участию в действиях в защиту обращения.

Запрещается преследование граждан и членов их семей за осуществляемую ими реализацию или защиту своих прав посредством обращений.

Никто не должен быть принужден участвовать в действиях в защиту какого-либо обращения.

Статья 4. Запрещение разглашения сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращений

При рассмотрении обращений не допускается разглашение работниками государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, составляющих государственную либо иную тайну, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Не допускается также выяснение данных о личности гражданина, не относящихся к обращению. По просьбе гражданина не подлежат разглашению какие-либо сведения о его личности.

Статья 5. Обращения, направленные в средства массовой информации

Обращения граждан, направленные в средства массовой информации, используются для изучения и отражения в прессе общественного мнения.

Обращения граждан по вопросам, разрешение которых относится к компетенции средств массовой информации, подлежат рассмотрению в соответствии с настоящим Законом.

Статья 6. Рассмотрение предложения

Предложения - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Государственный орган, общественное объединение, предприятие, учреждение, организация обязаны всесторонне рассмотреть предложение и по просьбе гражданина сообщить ему о результатах.

Статья 7. Рассмотрение заявления

Заявления - обращения с просьбой о реализации прав и законных интересов граждан.

Государственные органы, общественные объединения, их должностные лица, руководители и другие должностные лица предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит рассмотрение заявлений, обязаны:

  • всесторонне, объективно и своевременно рассматривать заявления;
  • принимать основанные на законе решения и обеспечивать их исполнение;
  • сообщать гражданам о результатах рассмотрения заявлений.

Отказ в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, доводится до сведения гражданина в письменной форме с указанием мотивов отказа.

Решение, принятое по заявлению, может быть обжаловано гражданином в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона.

Статья 8. Рассмотрение жалобы

Жалобы - обращения с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями либо решениями государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц.

Жалоба на действия или решения государственного органа, общественного объединения, предприятия, учреждения, организации, должностного лица подается вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу либо в суд.

Жалоба вышестоящему государственному органу, органу общественного объединения или должностному лицу может быть подана не позднее одного года с момента, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятия решения государственным органом либо органом общественного объединения. Пропущенный по уважительной причине срок восстанавливается органом, рассматривающим жалобу.

Жалоба на решение вышестоящего государственного органа, общественного объединения, должностного лица может быть подана в суд в срок, установленный законодательством.

Гражданин вправе подать жалобу лично или уполномочить на это другое лицо.

Жалоба в интересах гражданина может быть подана другим лицом. В интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц жалоба подается их законными представителями.

К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или их копии, ранее принятые по его обращению, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Запрещается направлять жалобы граждан тем органам или должностным лицам, действия и решения которых обжалуются.

Статья 9. Права гражданина при рассмотрении жалобы

Гражданин, обратившийся с жалобой в государственный орган, общественное объединение, на предприятие, в учреждение, организацию имеет право:

  • лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
  • знакомиться с материалами проверки с соблюдением требований статьи 4 настоящего Закона;
  • представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом, рассматривающим жалобу;
  • пользоваться услугами адвоката либо иного лица;
  • получить письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы;
  • требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.

Статья 10. Обязанности государственных органов, общественных объединений , предприятий, учреждений и организаций по рассмотрению жалоб

Государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, их руководители и другие должностные лица в пределах своей компетенции обязаны:

  • объективно, всесторонне и своевременно проверять жалобы;
  • отменять или изменять не соответствующие закону обжалуемые решения;
  • незамедлительно принимать меры к пресечению неправомерных действий, выявлять
  • причины и условия, способствовавшие нарушениям;
  • обеспечить восстановление нарушенных прав гражданина, реальное исполнение принятых в связи с жалобой решений;
  • письменно сообщить гражданину о результатах проверки жалобы и существе принятого решения.

Решение по жалобе в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях или организациях вправе принимать руководитель или его заместитель, а объединениях - выборные органы или уполномоченные ими лица.

Статья 11. Срок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.

Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган, общественное объединение, на предприятие, в учреждение, организацию, которые обязаны разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть, в порядке исключения, продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев.

Статья 12. Личный прием граждан

Депутаты всех уровней, руководители и иные должностные лица государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, обязаны проводить личный прием граждан.

Прием проводится регулярно, в установленные дни и часы, в удобное для граждан время.

Устные обращения граждан и результаты их рассмотрения должны быть зарегистрированы.

Порядок приема граждан в государственных органах, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях определяется их руководителями.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан

Неправомерный отказ в рассмотрении обращения, нарушение без уважительных причин сроков рассмотрения обращений, принятие необоснованного, противоречащего закону решения либо разглашения сведений о личной жизни граждан, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут дисциплинарную ответственность должностных лиц в порядке, установленном законодательством, если указанные действия не влекут административной или уголовной ответственности.

Преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, общественное объединение, на предприятие, в учреждение, организацию либо за содержащуюся в обращении критику, а также нарушения законодательства об обращениях граждан, причинившие существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам граждан, влекут уголовную ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством.

Статья 14. Возмещение ущерба гражданину в связи с нарушением требований закона при рассмотрении его жалобы

В случае удовлетворения жалобы государственный орган, общественное объединение, предприятие, учреждение, организация либо должностное лицо, принявшее неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему понесенный материальный ущерб, связанный с подачей и рассмотрением жалобы, расходы, понесенные в связи с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, и утраченный за это время заработок. Споры о взысканиирасходов рассматриваются в судебном порядке.

Статья 15. Ответственность за подачу обращений противоправного характера

Подача гражданином обращения, содержащего клевету и оскорбления, либо призывы к разжиганию национальной розни и другим действиям, наказуемым в уголовном порядке, влечет установленную законом ответственность.

Статья 16. Возмещение расходов по проверке обращений, содержащих заведомо ложные сведения

Расходы, понесенные государственным органом, общественным объединением, предприятием, учреждением, организацией в связи с проверкой сообщений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.

Статья 17. Контроль за соблюдением требований законодательства об обращениях граждан

Контроль за соблюдением требований законодательства об обращениях граждан обеспечивают органы государственной власти, а также министерства, государственные комитеты и ведомства в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.

Статья 18. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан

Надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами. В соответствии с предоставленными им полномочиями они принимают меры к восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов граждан, привлечению нарушителей к ответственности.

Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ
г. Ташкент, 6 май 1994 г., № 1064-XII



Номер документа:  № 446-II
Источник:  Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан , 1994 г ., № 5, ст . 140

Последние события

Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2024 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz