МЕДИЦИНСКИЙ ПОРТАЛ УЗБЕКИСТАНА

«О требованиях к содержанию учебных программ в системе повышения квалификации и переподготовки медицинских работников и порядке их утверждения»

16.07.2012

Герб Республики Узбекистан

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ПРИКАЗ

«12» июль 2013 г. № 204
г. Ташкент

«О требованиях к содержанию учебных
программ в системе повышения квалификации
и переподготовки медицинских работников
и порядке их утверждения»

Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» от 18 декабря 2009 года № 319, а также в целях унификации и обеспечения должного качества образовательного процесса в учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Утвердить «Требования к содержанию учебных программ в системе повышения квалификации и переподготовки медицинских работников и порядок их утверждения» согласно приложению.

2. Ташкентскому институту усовершенствования врачей (Сабиров Д.М.), Ташкентскому фармацевтическому институту (Юнусходжаев А.Н.), Республиканскому Центру повышения квалификации и специализации средних медицинских и фармацевтических работников (Мурадов Н.Н.), являющихся базовыми методическими центрами системы повышения квалификации и переподготовки (далее – ПКиП) медицинских работников:

- пересмотреть и утвердить «Положение о Центральном методическом совете» с учётом утвержденных требований к разработке учебных программ и порядка их утверждения;

- в сотрудничестве с профильными учреждениями обеспечить разработку учебных программ курсов ПКиП по позициям утвержденных номенклатур врачебных, фармацевтических специальностей и специальностей средних медицинских работников, с расширением практики организации краткосрочных, в том числе тематических курсов для смежных специальностей;

- учебные программы курсов ПКиП должны разрабатываться на основе квалификационных характеристик, требований к знаниям и навыкам, исходящих из должностных инструкций специалистов, в соответствии с потребностями заказчика кадров, с учётом тенденций развития и достижений в области медицины, нововведений в организации здравоохранения, а также быть направлены на расширение профессионального, политического и мировоззренческого кругозора слушателей курсов.

3.Руководителям медицинских высших образовательных учреждений и их филиалов, научно-исследовательских институтов, научных и специализированных центров, других учреждений, задействованных в процесс повышения квалификации и переподготовки медицинских работников, а также структурных подразделений Министерства здравоохранения:

-все учебные программы курсов ПКиП разрабатывать при координирующей роли базовых методических центров системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников Министерства здравоохранения Республики Узбекистан на основе договоров о совместной деятельности;

- учебные программы курсов повышения квалификации медицинских работников, организуемых международными организациями, а также совместно с участием представителей зарубежных университетов, центров и клиник подлежат утверждению в установленном порядке.

4.Центру развития медицинского образования (Абдуллаева Х.А.):

- обеспечить в установленном порядке утверждение учебных программ, по которым медицинские высшие образовательные учреждения, научно-исследовательские институты, специализированные и научные центры, другие медицинские учреждения, а также международные организации проводят курсы по повышению квалификации или переподготовке медицинских работников;

- на основе ежегодно составляемого перспективного плана совместно с образовательными, научными и другими медицинскими учреждениями обеспечить подготовку и издание учебно-методической и научной литературы (в том числе на электронных носителях), направленной на улучшение качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки медицинских работников.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Алимова А.В.

Министр А.И.Икрамов

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РУз
от 12 июля 2012 г. № 204

Требования
к содержанию и разработке учебных программ в системе повышения квалификации и переподготовки медицинских работников и порядок их утверждения

I. Введение

Требования к содержанию учебных программ в системе повышения квалификации и переподготовки (далее – ПКиП) медицинских работников разработаны в соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров», Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» от 18 декабря 2009 года № 319, а также в целях унификации, обеспечения должного качества, содержания и эффективности образовательного процесса в учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников.

Базовыми методическими центрами ПКиП являются: для врачей –Ташкентский институт усовершенствования врачей (далее – ТашИУВ), фармацевтов – Ташкентский Фармацевтический институт (далее ТашФармИ), средних медицинских работников – Республиканский Центр повышения квалификации и специализации средних медицинских работников (далее – РЦПК и ССМР).

Министерством здравоохранения издан ряд приказов, определяющих сроки и порядок прохождения повышения квалификации и переподготовки в соответствии с утвержденными номенклатурами специальностей и должностей:

«О требованиях к медицинским научным и высшим образовательным учреждениям, осуществляющим переподготовку и повышение квалификации врачебных кадров» от 15 сентября 2008 г. № 413;

«Об утверждении номенклатур медицинских (врачебных) и фармацевтических специальностей и должностей, соответствия уровня полученного образования к замещаемой должности в учреждениях системы Министерства здравоохранения» от 12 июня 2012 г. № 170;

«О сроках и порядке прохождения повышения квалификации и переподготовки врачей в учреждениях системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан» от 12 июля 2012 г. № 202.

«Ўзбекистон Республикасидаги фармацевт кадрлар малакасини оширишни такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида» от 1 июня 2009 г. № 162;

«Ўрта тиббиёт ва доришунос ходимларини қайта тайёрлаш тизимини такомиллаштириш тўғрисида» от 11 июля 2011 г. № 205 и другие.

Настоящие Требования направлены на качественное исполнение вышеуказанных нормативных документов, требующее единых подходов к методическому обеспечению образовательного процесса в системе ПКиП.

Учебный план и учебная программа по ПКиП медицинских работников являются методически-нормативными документами и подлежат обновлению каждые 3 - 5 лет по мере внедрения в учебный процесс (ПКиП) новых достижений мировой науки и практики и инновационных методов обучения.

II. Авторы учебной программы

Учебные планы и программы курсов повышения квалификации врачей, фармацевтов, средних медицинских работников разрабатываются, как правило, специалистами базовых методических центров системы переподготовки и повышения квалификации медицинских работников.

Учебные программы курсов переподготовки (специализации) медицинских работников разрабатываются опытным профессорско-преподавательским составом базовых методических центров, а также по ряду основных и дополнительных специальностей – ведущими учеными и специалистами образовательных, научных, лечебно-профилактических и других медицинских учреждений, задействованных в процессе повышения квалификации и переподготовки медицинских работников.

При необходимости для составления учебных планов и программ по ПКиП врачей, фармацевтов, средних медицинских работников могут организовываться рабочие группы из числа профильных специалистов и методистов. Состав рабочей группы и организация её деятельности определяется Центром развития медицинского образования при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан.

III. Структура, состав и объём учебной программы

Учебная программа по ПКиП структурно состоит из:

-аннотации;

-введения (цели и задачи учебной программы, ожидаемые результаты);

-основной части (тематика лекций, семинаров и практических занятий, методические рекомендации по их проведению, перечень умений и навыков, подлежащих освоению, объём учебной нагрузки по каждой теме, список учебной литературы и монографий);

Помимо этого в качестве приложения к учебным программам должны быть:

- раздаточный материал по каждой теме семинарского занятия;

- банк тестовых заданий, контрольных вопросов и ситуационных задач по каждому разделу;

- описание методов контроля освоения практических навыков (пошаговая демонстрация курсантом той или иной лечебно-диагностической процедуры, в т.ч. и на муляжах).

Данные приложения не требуют утверждения, могут меняться по мере их обновления, внедрения в учебный процесс современных муляжей или новых методов лечения и диагностики. При этом они являются неотъемлемой частью учебной программы и методического обеспечения курсов ПКиП.

На основе учебной программы, разработанной базовыми методическими центрами и утвержденной в установленном порядке, исходя из состояния материально-технической базы учреждения, контингента обслуживаемых больных, выполняемых задач, преподавателями кафедр высших медицинских образовательных учреждений, сотрудниками НИИ и центров создаётся рабочая учебная программа, куда могут вноситься дополнения и изменения в объеме до 20 % отведенных часов по темам лекций, семинаров и практических занятий, разрабатываются необходимые методические рекомендации по ведению занятий, включая технологии обучения, методики освоения практических навыков, раздаточный материал, тестовые и контрольные вопросы, ситуационные задачи по темам курса. Рабочие программы пересматриваются ежегодно и утверждаются руководителем учреждения, в котором проводится учебный процесс.

Объём учебной программы курсов повышения квалификации по специальностям с отрывом от основной работы варьирует от 18 до 144 часов и зависит от освещаемых вопросов для конкретной целевой аудитории (врачи общей практики с семейными врачами, специалисты, тематические циклы для смежных специальностей и т.д.). Для врачей со стажем до 5 лет объём учебной программы курсов общего повышения квалификации по узким специальностям с отрывом от основной работы может быть увеличен со 144 до 216 часов.

При проведении повышения квалификации в форме дистанционного образования объём учебной программы определяется в академических часах соответствующего курса очного обучения, при этом, календарные сроки обучения превышают академические.

Объём учебной программы курсов первичной или дополнительной специализации определяется в соответствии с полученным базовым направлением медицинского образования, имеющейся основной врачебной специальностью, объемом знаний и навыков, подлежащих освоению.

IV. Требования к содержанию учебной программы

Содержание учебных программ курсов ПКиП медицинских работников строится на принципах соответствия квалификационной характеристике и требованиям к необходимым и достаточным знаниям и навыкам, исходящим из должностных инструкций специалиста.

Учебные программы могут составляться в соответствии с потребностями заказчика кадров.

Обязательным требованием к содержанию учебных программ системы ПКиП является составление их с учётом тенденций развития и достижений в области медицинской науки, техники, технологии, нововведений в организации здравоохранения, а также должны быть направлены на расширение профессионального, политического и мировоззренческого кругозора слушателей курсов.

Учебная программа должна отвечать требованиям по обеспечению непрерывности, преемственности и последовательности в системе медицинского образования.

Учебная программа содержит последовательные разделы, каждый из которых включает необходимый минимум освоения теоретических знаний и практических навыков, а также разделы, направленные на самостоятельный поиск знаний и их освоение обучающимися.

По мере обучения степень освоения курсантами разделов учебной программы определяется соответствующей (рейтинговой) оценкой по результатам тестовых заданий, ответов на контрольные вопросы, демонстрацией освоенных навыков.

Образовательный процесс организуется в соответствие с утвержденной учебной программой, учитывающей использование традиционных дидактических и интерактивных педагогических методов, имеющееся материально-техническое оснащение клинической базы кафедры, а также непосредственное участие обучающегося в лечебно-диагностическом и производственном процессах в целях всестороннего охвата разделов специальности и полноценной практической подготовки.

V. Экспертиза и утверждение учебных планов и программ

В соответствие с Положением о порядке повышения квалификации и переподготовки медицинских работников, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 декабря 2009 года № 319, учебные планы и программы по повышению квалификации и переподготовке медицинских работников утверждаются Министерством здравоохранения.

Учебные планы и программы по повышению квалификации и переподготовке медицинских работников, разработанные сотрудниками учреждений, являющихся базовыми методическими центрами системы ПКиП, а также медицинскими высшими образовательными учреждениями, рассматриваются в установленном порядке Центральными методическими советами (комитетами) и выносятся для дальнейшего обсуждения на Ученый совет указанных учреждений.

Учебные планы и программы по повышению квалификации и переподготовке врачей, разработанные по специальностям в научно-исследовательских институтах, научных, специализированных и научно-практических центрах, других учреждениях, задействованных в процессе ПКиП врачей, проходят экспертизу в Центральном методическом совете Ташкентского института усовершенствования врачей и также выносятся для дальнейшего обсуждения на Ученый совет ТашИУВ.

В случае положительного решения Ученых советов образовательных учреждений по дальнейшему утверждению представленных учебных планов и программ курсов ПКиП медицинских работников, в Центр развития медицинского образования Министерства здравоохранения Республики Узбекистан направляются следующие документы:

- сопроводительное письмо руководителя медицинского высшего образовательного учреждения или базового методического центра системы ПКиП;

- выписка из решения Ученого совета (для утверждения учебных планов и программ, разработанных научными и другими медицинскими учреждениями, решение должно быть обоснованным с учетом кадрового потенциала и материально-технической базы учреждения, задействованного в процессе ПКиП);

- внутренняя и внешняя рецензии на учебную программу;

- учебная программа, оформленная в соответствии с требуемой формой.

Центр развития медицинского образования определяет состав экспертной комиссии, которая осуществляет экспертизу (техническую и по содержанию) представленных на утверждение учебных планов и программ. Экспертиза учебных программ по вновь вводимым специальностям или учебным курсам, а также при возникновении спорных ситуаций, осуществляется с привлечением специалиста-эксперта в качестве внешнего рецензента. При положительном заключении экспертной комиссии Центра (прилагается), документы представляются для утверждения в МЗ Р Уз.

Учебные планы и программы краткосрочных (18,36,72 часа) и других курсов повышения квалификации врачей, разработанные в ТашИУВ, ФУВах медицинских вузов и других учреждениях, задействованных в процессе ПКиП врачей на основе утвержденных в установленном порядке в МЗ РУз учебных планов и программ по определенной специальности, проходят экспертизу в Центральном методическом совете ТашИУВ или медицинского вуза и утверждаются ректором после обсуждения на Ученом совете.

VI. Регистрация учебных планов и программ и внедрение их в практику

После утверждения в Министерстве Здравоохранения, учебные программы по повышению квалификации и переподготовке медицинских работников регистрируются в Центре. Регистрация учебных программ осуществляется в специальном журнале (с указанием авторов, учреждений-разработчиков программы, её наименования, даты регистрации, примечаний), в штампе на титульном листе учебной программы проставляются исходные данные. Со дня регистрации она внедряется в практику в качестве утвержденной программы.

Эталонные варианты учебного плана и программы хранятся в Центре развития медицинского образования Министерства здравоохранения.

VII. Тиражирование и распространение учебных планов и программ

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Узбекистан от 8 августа 2006 года № 344, тиражирование и распространение учебных планов и программ возлагается на Центр развития медицинского образования.

Расходы по изданию данных программ возмещаются за счет внебюджетных средств их разработчика.

VIII. Право авторства на учебный план и программу

Авторы, участвовавшие в разработке учебного плана и программы, имеют право включать этот учебный план и программу в список своих научно-методических работ и участвовать в конкурсах.

При использовании элементов утвержденного учебного плана и программы другими авторами, ссылка на первоисточник обязательна.

IX. Образец оформления титульных листов учебной программы

Образец оформления титульных листов учебной программы

Образец оформления титульных листов учебной программы

Образец оформления титульных листов учебной программы


Номер документа:  204
Дата принятия:  12.07.2012


Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2011 Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft