МЕДИЦИНСКИЙ ПОРТАЛ УЗБЕКИСТАНА

СанПиН № 0303-12.Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима работы компьютерных классов в учебно-воспитательных учреждениях Республики Узбекистан

17.02.2012

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима работы компьютерных классов в учебно-воспитательных учреждениях Республики Узбекистан

СанПиН № 0303-12

Издание официальное

Ташкент 2012 г.

 
«УТВЕРЖДАЮ»
Главный Государственный
санитарный врач
Республики Узбекистан
_______ С.С. САИДАЛИЕВ
«17» февраля 2012 г.

Учреждения- разработчики:

Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (РесЦГСЭН).

НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (НИИСГПЗ МЗ РУз).

СОСТАВИТЕЛИ:

Салихова Н.С.

Зав.отделением ГДиП РесЦГСЭН

Касимов Р.А.

санитарный врач отд. ГДиП РесЦГСЭН, к.м.н.

Ким Б.М.

инженер отд. ГДиП РесЦНСЭН.



Магай М.П.

Зав.лаборатории физических факторов

НИИСГПЗ МЗ РУз к.м.н.

Ташпулатова Г.А

Ст.н.сотрудник лаборатории физических

факторов НИИСГПЗ МЗ РУз к.м.н.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Миршина О.П.

Главный специалист МЗ РУз, Зав.отделением коммунальной гигиены РесЦГСЭН к.м.н.

Хасанова Ф.И.

Зав.отделением ГДиП ЦГСЭН города Ташкента.

Юлдашев А.

Зам. Генерального директора Республиканского специализированного учебно-производственного Центра «O`ZBEKO`QUAVTOMATIKA» к.п.н.

Настоящие санитарные правила и нормы рассмотрены и одобрены на заседании Комитета по гигиенической регламентации потенциально неблагоприятных факторов окружающей человека среды при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан.

Протокол № _____16________ от « 17 » февраля 2012 года.

Проведена правовая экспертиза Министерством юстиции Республики Узбекистан (письмо № 6-24/23-3720/6 от « 01 » мая 2012 года).

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-гигиенические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в общеобразовательных школах, профессиональных колледжах, академических лицеях, дошкольных учреждениях, центрах детского творчества «Баркамол авлод» и других учебно-воспитательных учреждениях.

Издание официальное Перепечатка воспрещена

ВЫПИСКА ИЗ ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

1. Закон Республики Узбекистан «О Государственном санитарном надзоре» № 657-XII от 3.07.1992 г. – ст. 2, 9, 17, 29 с изменениями и дополнениями в соответствии с Законами Республики Узбекистан №70-1 от 06.05.1995 г., №772 от 15.04.1999 г., №125-11 от 31.08.2000 г. и №59 от 10.10.2005 г.

2. Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» №265-1 от 29.08. 1996 г. – ст. 2, 3, 6, 13.

3. Закон Республики Узбекистан «Об охране атмосферного воздуха» № 353-1 от 27.12.1996 г. – ст. 3, 4, 8, 10, 12, 13, 16, 17, 24.

1. Введение

Известно, что компьютерная техника является источником излучений, электромагнитных полей, образования озона и др. факторов, потенциально опасных для здоровья человека, особенно подросткового возраста при нерегламентированном времени пользования компьютером.

Повышенный электромагнитный фон в значительной степени влияет на здоровье людей. Продолжительная работа за компьютером вызывает у человека усталость, раздражительность, быструю утомляемость, боль и резь в глазах и др.симптомы.

Это связано с тем, что электромагнитное излучение наибольшее влияние оказывает на нервную, иммунную, эндокринную и половую системы. Иммунная система уменьшает выброс в кровь специальных ферментов, выполняющих защитные функции организма, происходит ослабление системы клеточного иммунитета. Эндокринная система начинает выбрасывать в кровь большее количество адреналина, как следствие, возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему организма. Происходит сгущение крови, в результате чего клетка недополучает кислород.

Вышеизложенное диктует необходимость разработки и строгого выполнения гигиенических требований при работе с компьютерами, соблюдения гигиенических нормативов по продолжительности времени проведения за компьютером.

Цель настоящего нормативного документа – установление требований к физическим и химическим факторам, помещениям для размещения персональных компьютеров, аппаратуре, контроля излучений и регламентирования временны работы за компьютером, обеспечивающих безопасные условия обучения с компьютерной техникой.

2. Общие положения.

2.1. Настоящие санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы (далее правила) разработаны на основе Закона Республики Узбекистан «О Государственном санитарном надзоре».

2.2. Санитарные правила предназначены для обеспечения безопасных условий и режима работы детей и подростков в общеобразовательных школах, профессиональных колледжах, академических лицеях, центрах «Баркамол авлод», детских дошкольных и других внешкольных учреждениях Республики Узбекистан.

2.3. Настоящие санитарные правила предназначены для использования в системе образования РУз, а также других министерствах и ведомствах, учреждениях, где компьютеры используются для работы и обучения детей и подростков при наличии «Правил по техники безопасности».

2.4. Компьютерные классы, перед использованием их для обучения детей в детских дошкольных учреждениях, школах, профессиональных колледжах, академических лицеях, центрах «Баркамол авлод» и других внешкольных учреждениях, должны пройти экспертизу.

2.5. Функционирование кабинета информатики разрешается только при наличии паспорта, выданного Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. (Приложение 1).

2.6.При несоблюдении настоящих Правил могут создаваться условия, при которых дети и подростки, проходящие обучение работе с компьютерной техникой, будут подвергаться неблагоприятным факторам, способным вызвать нарушения в развитии и здоровья.

2.7. Ответственность за соответствие проектов строительства настоящим санитарным правилам несут организации, осуществляющие проектирование и строительство учебных заведений.

2.8. Надзор за соблюдением настоящих санитарных норм, правил, гигиенических нормативов общеобразовательными школами, школами-интернатами, профессиональными колледжами, академическими лицеями, детскими дошкольными учреждениями, центрами «Баркамол авлод» и другими внешкольными учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и отдельными лицами возлагается на Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Узбекистан.

2.9. Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил возлагается на руководителей учебно-воспитательных учреждений.

3. Требования к компьютерному классу, размещению рабочих мест и оборудованию.

3.1. Объёмно-планировочные решения зданий и помещений, предназначенных для работы с компьютерами должны соответствовать требованиям настоящих правил.

3.2. Компьютерные классы целесообразно размешать на 2 и 3 этажах здания с северной и северо-восточной ориентацией, запрещается размещать компьютерные классы в подвалах и цокольных этажах.

3.3. Компьютерный класс должен быть изолирован от помещений, связанных с источниками повышенных уровней физических и химических факторов, потенционально опасных для здоровья подростков и способных повлиять на техническое состояние персональных компьютеров (ПК).

3.4. Компьютерные классы должны иметь естественное освещение. Размещение компьютеров в помещении должно исключать появление отблесков на экранах. Экраны мониторов должны быть обращены в сторону, противоположную размещению окон. На оконных проёмах устанавливаются шторы, препятствующие попаданию прямых солнечных лучей, но не затеняющие помещение.

3.5. Площадь кабинета информатики определяется из расчета не менее 4,5м2 а высота помещения не должна быть ниже 2,8м .

3.6. Поверхность пола должна быть ровная, без выбоин, не скользкая, удобная для очистки, обладающая антистатическими свойствами. Наиболее подходящим является пол, покрытый линолеумом или деревянный, покрытый половой краской. В помещение, которое имеет металлический пол, установка компьютеров запрещается!

3.7. В отделке помещений должны использоваться материалы, не выделяющие пыль (водоэмульсионная побелка для стен и потолков) и позволяющие проводить влажную уборку.

3.8. Запрещается применять для отделки интерьера компьютерных классов строительные материалы, выделяющие из своего состава вредные химические вещества и соединения в воздух.

3.9. К столам с компьютером, процессором, принтером подводится электропитание, защищенное коробами, с учётом требований правил устройства электроустановок.

Высота стола с монитором, и стула над полом, должна приниматься в соответствии с ростом учащегося (табл.1).

Таблица 1.

Требования к высоте мебели для учащихся

Рост учащегося (см)

Высота над полом (см)

Стола

Пространство для ног не менее

Стула

145-160

64

53

38

161-175

70

59

42

175

76

65

46

3.10. Расстановка рабочих мест с компьютерами рекомендуется в двух вариантах:

периметральная – схема А (приложение 2)

П образная - схема Б (приложение 3).

3.11. Расстояние между стеной и компьютерными столами должно быть не менее 0,7м.

Расстояние между боковыми поверхностями корпуса компьютера должно быть не менее 1,2м. Компьютеры могут располагаться в шахматном порядке (напротив друг друга тыльными поверхностями мониторов при условии, если столы расположены на расстоянии не менее 0,8м.

3.12. В кабинете информатики должен быть предусмотрен шкаф для аксессуаров ПК и учебных пособий.

3.13. Запрещается установка бытовых телевизоров в компьютерных классах.

3.14. Вся компьютерная техника в кабинете информатики должна иметь заземляющие устройства.

3.15. Не допускается установка компьютеров вблизи нагревательных приборов. Расстояние между ними не должно быть менее 0,5-1,0м.

4. Требования к правильной посадке учащихся.

4.1. При работе на компьютере учащийся должен соблюдать правильную посадку. В соответствии с ростом должны быть подобраны высота стола и стула (Таблица 1).

Запрещается установка в компьютерных классах табуретов, скамеек, мебели не отвечающей требованиям стандарта.

4.2. Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное её отклонение в вертикальной плоскости должно находиться в пределах + - 5 градусов, допустимое - + - 10 градусов. Оптимальный обзор в горизонтальной плоскости от центральной оси экрана должен быть в пределах - + - 15 градусов, допустимый - + - 30 градусов. При рассматривании информации, находящейся в крайних положениях экрана монитора, угол рассматривания следует соблюдать при необходимости работы на компьютере вдвоём. Чем больше угол рассматривания, тем легче воспринимать информацию с монитора.

4.3. Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана компьютера должно быть в пределах 0,6-0,7м, допустимое не менее – 0,5м. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно равняться расстоянию от глаз до клавиатуры.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ.

5.1. Требования к микроклимату.

5.1. Компьютерные классы оборудуются системой отопления, приточно-вытяжной вентиляцией или кондиционированием воздуха в соответствии с требованиями КМК 2.04.05-97 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». Подача воздуха должна проводиться в верхнюю зону малыми скоростями из расчёта создания подвижности воздуха на рабочем месте учащихся до 0,1 м/с.

5.1.2. При организации компьютерных классов в приспособленных помещениях и отсутствии приточно-вытяжной вентиляции необходимо обеспечить кондиционирование воздуха для сохранения температурно-влажностного режима согласно нормативов.

Расчёт количества кондиционеров проводится по теплоизбыткам от машин, людей, солнечной радиации и от искусственного освещения.

5.1.3. В компьютерных классах перед началом уроков и после каждого академического часа занятий, следует осуществлять сквозное проветривание для улучшения качественного состава воздуха. Если позволяют погодные условия, занятия должны проводиться при открытых окнах, фрамугах.

5.1.4. Оптимальными параметрами температуры являются 19-20 градусов, допустимыми 18-22 градусов, соответственно относительная влажность воздуха 40-60%.

Скорость движения воздуха должна быть не менее 0,1м/с. (таблица 2).

Таблица 2.

Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажности воздуха.

Температура воздуха (градусы С)

Абсолютная влажность воздуха, г/м. куб.

Относительная влажность воздуха (в %)

Оптимальная

Допустимая

Оптимальная

Допустимая

18

10

6

65

39

19

10

6

62

37

20

10

6

58

35

21

10

6

55

33

22

10

6

52

31

5.1.5. В компьютерных классах должна ежедневно проводиться влажная уборка.

5.1.6. Все поверхности компьютера и мебели ежедневно протираются от пыли. Хранение бумаг, пособий, литературы и пр. должно осуществляться в закрытых (застекленных) шкафах.

5.2. Требования к освещению.

5.2.1. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение, отвечающее требованиям КМК 2.01.05-98 «Естественное и искусственное освещение».

5.2.2. Предпочтительная ориентация компьютерных классов на север или север-восток. При ориентации помещений на другие стороны горизонта должны быть солнцезащитные устройства типа жалюзи, расположенные снаружи.

Основной поток естественного света должен быть слева. Не допускается направление – справа, сзади и спереди работающего на компьютере. Солнечные лучи и блики не должны попадать учащимся в глаза и на экраны мониторов.

5.2.3. Коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть не менее – 1,1%.

5.2.4. Соотношение яркостей, находящихся в поле зрения учащихся, должно быть в рабочей зоне – в пределах 3:1, между поверхностью экран-стол и дальним окружением (стены, классная доска, пол, потолок) – 10:1. Коэффициент отражения рабочих поверхностей и цветовой интерьер кабинета информатики должен быть следующим: - потолка – 0,7 – 0,8; стен – 0,5 – 0,6; пола – 0,3 – 0,4; стола – 0,45 – 0,5; клавиатуры – 0,4 – 0,6. Стены следует окрашивать в холодные тона: светло голубой, светло-зеленый цвета. Нельзя окрашивать стены, расположенные напротив экрана монитора, тёмными тонами красок (коэффициент отражения 0,3 – 0,4). Поверхности рабочих столов – натуральной древесины, голубого, светло-зелёного светло-серого цветов. Поверхности ограждающих конструкций должны быть матовыми. Оконные переплёты рам, подоконники, следует окрашивать белой краской. На окнах монтируются занавеси, по цвету гармонирующие с окраской стен. Занавеси не должны пропускать прямые солнечные лучи, должны полностью закрывать оконные проёмы. Ширина занавеси должна быть в два раза больше размера окна. Запрещается применять для окон чёрные занавеси!

5.2.5. В компьютерных классах следует применять систему общего освещения, выполненную потолочными или подвесными светильниками. Экран монитора должен находиться в зоне защитного угла светильника, и его проекция должна быть вне экрана монитора. Светильники не должны отражаться на экране.

Выбор светильников должен проводиться с учётом ограничения прямой и отражённой блёскости.

Светильники должны чиститься не менее двух раз в год.

5.2.6. При проектировании осветительных установок с люминесцентными светильниками следует выбирать коэффициент запаса =1,4.

5.2.7. Коэффициент пульсации не должен превышать 10% (для чего следует применять многоламповые светильники с компенсирующими ПРА, осуществлять расфазировку светильников при электромонтаже ).

Для освещения компьютерных классов рекомендуется применять люминесцентные или энергосберегающие лампы.

5.2.11. Перегоревшие лампы должны своевременно заменятся новыми.
5.2.12. Освещенность на рабочих поверхностях компьютерных классов должна приниматься по таблице 3.

Таблица 3.

Нормируемые уровни освещённости компьютерных классов.

Характер работы

Рабочая поверхность

Плоскость

Освещенность (ЛК не менее)

Работа за компьютером (учебные занятия, практика)

Экран

В

200-300

Клавиатура

Г

400

Стол

Г

400

Классная доска

В

500

В – вертикальная

Г – горизонтальная

5.3. Требования к защите от электромагнитных излучений и электростатических полей.

5.3.1. Компьютеры на электронно-лучевых трубках являются источниками широкополосных магнитных излучений: мягкого рентгеновского; ультрафиолетового (УФИ) – 200 – 400мм; видимого – 400 – 700 мм; ближнего инфракрасного – 700 – 1050мм; радиочастотного диапазона – 3 кГц – 30 кГц; электростатических полей (ЭСП).

5.3.2. Уровни напряженности электростатических полей (ЭСП) не должны превышать 20 кВ/м, согласно СанПиН Руз№ 0121-01.

При повышении ЭСП следует провести антистатическую обработку всех поверхностей мебели и пола и увеличить воздухообмен в помещении.

5.3.3.Напряженность электромагнитного поля (ЭМП) на расстоянии 50 см от всех поверхностей компьютера регламентируется согласно

СанПиН Руз № 0224-07 и не должна превышать:

- в диапазоне частот 5 Гц-2 КГц – 25 В/м;

- в диапазоне частот 2 КГц- 400 КГц – 2,5 В/м.

Напряженность ЭМП на расстоянии 50 см от всех поверхностей компьютера по магнитной составляющей не должна превышать 5 А/м.

5.3.4. Содержание лёгких аэроионов должно соответствовать таблице 4.

Таблица 4.

Допустимые уровни ионизации воздуха.

Уровни

Число ионов в 1см.куб воздуха

n +

n –

Мин. Содержание

400

600

Оптимальные

1500-3000

3000-5000

Макс. Содержание

50000

50000

5.4. Требования к защите от шума и вибрации.

5.4.1. Компьютерные классы не должны граничить с помещениями, имеющими повышенные уровни шума. Уровень шума компьютера не должен превышать 50дБА. Шумящее оборудование, такое как печатающие устройства, создающие повышенные параметры шума, превышающие допустимые, должны находиться вне помещения кабинета информатики (лаборантская).

5.4.2. Уровень шума на рабочих местах во время работы на компьютере в компьютерных классах не должен превышать 50дБА (таблица 5), а уровни вибрации соответствовать требованиям по таблице 6.

(СанПиН Руз №0267-09, пп.3 и СанПиН Руз№ 0122 – 01.

Таблица 5.

Уровн и звука, эквивалентные уровни звука и уровни звуково го

давления в октавных полосах среднегеометрических частот в

компьютерных классах при работе на компьютере.

Уровни звукового давления, дБ.

Уровни звука, эквивалентные уровни звука, дБА

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

87

71

61

54

49

45

42

40

38

50

Таблица 6.

Нормируемые уровни вибрации, дБ, в октавных полосах частот.

Уровни

Среднегеометрические частоты в октавных полосах частот.

2

4

8

16

31,5

63

Виброскорости

79

73

67

67

67

67

Виброускорения

25

25

25

31

37

43

5.5. Требования к химическому составу воздуха в компьютерных классах.

Вредные химические вещества не должны превышать предельно допустимых концентраций в соответствии с «Предельно допустимыми концентрациями (ПДК), загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», утверждёнными МЗ Руз.

6. Характеристика цветового изображения компьютеров.

6.1. Яркостный контраст цветных знаков и фона должен быть не менее 60%. (для светящихся изображений прямого и обратного контраста) Наилучшее цветовое сочетание дают чёрный и оранжевый цвета. При обратном контрасте на цветных компьютерах хорошее сочетание, вызывающее наименьшее утомление зрения, дает тёмно-зелёный фон и белые знаки.

6.2. При использовании монохромного монитора оптимальным цветом отображения светящихся знаков сложной конфигурации, является жёлто-зелёный участок спектра с длиной волны от 500 до 570 мм, характеризуемый малой насыщенностью (т.е. незначительно отличающийся от белого) и имеющий максимальную видимость.

Красный, фиолетовый и синий (особенно голубой) цвета не рекомендуются для отображения знаков сложной конфигурации (использований неудобных сочетаний цветов фона и текста ухудшает читаемость и различимость, приводят к более выраженному утомлению глаз).

В клавиатуре должна быть предусмотрена возможность звуковой обратной связи от включения клавиш с возможностью регулировки. Предпочтителен светло-серый цвет клавиш с черным шрифтом на них. Минимальный размер клавиш – 13мм, рекомендуемый – 15мм с углублением (с вдавленной поверхностью в центре клавиши). Шаг клавиши 19мм+-1мм, расположение клавиш по ГОСТ 14289-88.

Сопротивление клавиш: минимальное-0,25 Н, максимальное – 1,5 Н. Должен обеспечиваться свободный одинаковый ход для всех кнопок и клавиш.

Расстояние между краями вогнутых поверхностей клавиши должны быть чёткими и ясными.

7. Режимы учебных занятий с использованием компьютеров

в учебно-образовательных учреждениях .

7.1. Рациональный режим занятий учащихся предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы с монитором и перерывов, а также соблюдение профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья учащихся.

7.2. Длительность работы на компьютере во время учебных занятий определяется характеристиками видеотерминалов, возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен, предшествующих работе за монитором при соблюдении гигиенических требований к условиям, организации рабочего места и соблюдения правильной посадки.

Длительность работы на компьютере не должна превышать:

для учащихся 4-5 классов – 15 мин.

6-7 классов – 20 мин.

8-9 классов – 25 мин

для учащихся академических лицеев и профессиональных колледжей 60 минут,

7.3. Перемены между уроками, на которых используется компьютеры должна быть не менее 10 мин. (до 20 мин), а для учащихся 8-9 классов перед четвёртым уроком целесообразно устраивать перемену длительностью 50-60мин для обеда и отдыха учащихся.

7.4. Запрещается применение в обучающих школьных компьютерах игровых программ и работа учащихся и детей с компьютерами в отсутствие преподавателя.

7.5. Факультативная и кружковая работа с использованием компьютеров для учащихся старших классов должна быть не более двух академических часов в неделю.

7.6. Для предупреждения развития переутомления зрительного анализатора необходимо проводить комплекс упражнений для глаз. При работе за видеотерминалом учащимся необходимо выполнять комплекс упражнений для глаз через каждые 20-25 минут, в зависимости от типа видеотерминала.

8. Санитарно-гигиенические требования при использовании компьютеров в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

8.1. Игровые занятия с компьютерами должны проводиться в специальном кабинете. Помещение должно быть ориентировано на С, СВ. При ориентации на южные румбы горизонта помещение следует оборудовать солнцезащитными устройствами (жалюзи, шторы).

8.2. Покрытие пола ковровыми изделиями не допускается, поскольку они способствуют накоплению зарядов статического электричества и ионизированной пыли. Для очистки от пыли ежедневно перед началом и после окончания учебных занятий необходимо проводить влажную уборку кабинетов и протирать все поверхности.

8.3. Потолок и стены выше панелей (1,5 – 1,7 м от пола) облицовываются звукопоглощающими материалами (плиты, акустические реечные и перфорированные доски, гипсовые акустические плиты и т.п.). Запрещается использование полимерных материалов для отделки стен, потолков.

8.4. Для отделки стен и оборудования должны использоваться материалы с коэффициентом отражения: потолка – 0,7 – 0,8; стен – 0,4 – 0,5; пола – 0,2 – 0,3; корпуса дисплея и клавиатуры, крышки стола – 0,4 – 0,6.

8.5. Площадь на одно рабочее место с компьютерами должна быть не менее 4,5 – 6м².

Количество рабочих мест в кабинете не должно превышать 15.

При работе на компьютере ребёнок должен соблюдать правильную посадку. В соответствии с ростом должен быть подобран стол и стул согласно таблицы 4.

Таблица 4.

Требования к размеру детской мебели.

Группы

Размеры детской дошкольной мебели.

Рост мебели детей (см)

Высота стола со стороны сидящего, (см)

Высота переднего края сиденья над полом, (см)

1

100-115

48

28

2

116-130

54

32

3

131-145

60

36

Запрещается вместо стула использовать табуреты, тумбы и другую мебель, не имеющую спинки.

8.6. Ребенок должен сидеть за рабочим столом с компьютером так, чтобы линия взора (от глаз до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась в центр или 2/3 высоты экрана. Рекомендуемый размер экрана по диагонали – 31см. Оптимальное расстояние до экрана составляет 50-70см.

За компьютером недопустимо одновременно заниматься двум и более детям.

8.7. В помещениях должно быть обеспечено левостороннее естественное освещение рабочих мест. Для этого рабочие места должны располагаться перпендикулярно или под углом 30-40град. к светопроёмам.

8.8. Искусственное освещение в помещении с компьютерами должно осуществляться системой общего освещения. Уровни искусственной освещенности на раме клавиатуры и поверхности стола должны быть составлять 400лк, на вертикальной поверхности экрана – 200лк.

В качестве источника света должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.

8.9. В помещении с компьютерами необходимо поддерживать оптимальные параметры микроклимата: температура воздуха 20-22ºС, относительная влажность воздуха 55-65%, скорость движения воздуха – не более 0,1 м/сек. Перед началом и после занятия необходимо проводить сквозное проветривание. Занятия с компьютерами при температуре наружного воздуха не ниже – 10 град. по С, должны проводиться при открытых фрамугах. Для повышения влажности воздуха можно использовать увлажнители или устанавливать ёмкости с водой типа аквариум вблизи отопительных приборов.

8.10. Гигиенические требования к физическим и химическим факторам внутренней среды помещений с компьютерами:

- напряжённость электрического поля на рабочих местах не должна превышать 20 кв/м;

- напряжённость электрической составляющей ЭПМ на расстоянии 50 см от всех поверхностей компьютера не должна превышать 25В/м;

- мощность эквивалентной дозы не используемого рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,1 м от экрана и корпуса монитора не должна превышать 0,1 мбэр/ч;

- уровень шума на рабочих местах не должен превышать 50дБа;

- содержание вредных химических веществ в воздухе помещений с компьютерами не должно превышать предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест.

8.11. Непрерывная продолжительность работы с компьютерами для детей 5-летнего возраста – 7 мин., 6 – летнего возраста – 10мин.

8.12. Игровые занятия и использованием компьютеров следует проводить не чаще 2-х раз в неделю. Недопустимо проводить эти занятия в течение времени, отведённого для прогулок или дневного сна. После занятий с компьютерами необходимо обеспечивать двигательную активность детей путём проведения игр или физических упражнений.

8.13. Для детей, занимающихся в подготовительных группах или по школьной программе 1-го класса, использование компьютера можно включать в любое из занятий.

8.14. Занятия с компьютерами должны проводиться в присутствии воспитателя – преподавателя, прошедшего инструктаж по технике безопасности при работе на компьютере.

Приложение 1.

Паспорт учебно-компьютерного класса

Наименование образовательного учреждения

(адрес)____________________________________________________ _________________ ___________________________________________________________________________

Расположение: Этажность здания ________, этаж расположения класса _______________, Площадь ________м², высота помещения (кабинета) _______м.

Естественная освещенность ___________________________________________________,

Кол-во и площадь оконных рам _________________________________________________,

Расположение компьютеров:

По периметру, П образно, в ряд, центральное расположение (подчеркнуть).

Вид солнцезащитных устройств _________________________________________________,

Расположение оконных проемов: север, восток, юг, запад.

Искусственная освещенность:

Осветительные приборы, количество, мощность ___________________________________

____________________________________________________________________________ ,

Расположение осветительных приборов _________________________________________ ,

Уровень электромагнитного поля и освещенности (в люксах)

Марка компьютера

Уровень электромагнитного поля в вт/м

Экран

(200-300лк.)

Клавиатура

(400лк)

Стол

(400лк)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Система вентиляции:

Естественная ________________________________________________________________,

Искусственная (какая?) _______________________________________________________,

Тип кондиционера, мощность __________________________________________________,

Отопление : централизованное, местное (нужное подчеркнуть).

Температура воздуха С°__________

Влажность воздуха:

Относительная влажность _____%.

Количество компьютерной техники _____________________________________________,

Отметка о спец.инвентаре (кол-во, цвет, высота) ___________________________________

Санитарное состояние компьютерного класса _____________________________________,

Отделка потолка, стен, пола ____________________________________________________,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Дата проведение обследования «___» ____________________ ______г.

Главный Государственный

санитарный врач __________ (территории) ______________ Ф.И.О.


Приложение к паспорту.

Показатели физических и химических факторов на рабочих местах ПК

пп

Тип компьютера

Уровни звука, дБА

Экв.корр.уровни

вибрации, дБ

ЭМП

Озон, мг/м3

Примечание

виброск

виброуск

электр., В/м

магн, А/м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15



Приложение №2

Периметральная схема расположения компьютерного класса

C хема 1

1. Стол двухместный с компьютером.

2. Стол-подставка с проектором.

3. Стол для компьютера.

4. Ученический стол.

5. Стулья.

6. Шкафы для учебной принадлежности.

7. Компьютеры.

8. Доска меловая.

0303-1.png

Приложение №3

П -образная схема расположения компьтерного класса

C хема 2

1. Стол двухместный с компьютером.

2. Стол-подставка с проектором.

3. Стол для компьютера.

4. Компьютеры.

5. Стулья.

6. Шкафы для учебной принадлежности.

7. Доска меловая.



0303-2.png


Использованные нормативно-методические документы:

- ШНК 2.07.01-03 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

- КМК 2.08.02-96 «Общественные здания и сооружения».

- КМК 2.01.05-98 «Естественное и искусственное освещение»

-СанПиН 0102-00 “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных школах.”

-СанПиН 0101-00 «Санитарные правила устройства оборудования, содержания и режима работы на персональных электронно-вычислительных машинах и видео дисплейных терминалах в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах.

- СанПиН №0284-10 «Гигиенические требования к условиям и организации работы игровых комплексов с компьютерной техникой».

- СанПиН Руз № 0224-07 «Санитарные правила и нормы при работе на персональных компьютерах, видеодисплейных терминалах и оргтехнике».

- СанПиН Руз № 0267-09 «Санитарные нормы и правила по обеспечению допустимого шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»


Номер документа:  № 0303-12
Дата принятия:  17.02.2012


Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2011 Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft