|
МЕДИЦИНСКИЙ ПОРТАЛ УЗБЕКИСТАНА |
|
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – неонатология
В соответствии с требованиями специальности неонатология, врач должен знать и уметь:
I.ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1. Основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья
граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских, работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения РУз. в форме приказов, положений, правил и инструкций, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.
2. Государственные программы и документы, регламентирующие охрану материнства и детства.
3.Общие вопросы организации неонатологической помощи в республике.
4. Рождаемость, обеспечение рождения здорового ребенка (интервал между родами, социальные аспекты здоровья беременных).
5. Перинатальная, ранняя неонатальная и неонатальная смертности, причины и профилактика.
6. Организация лечебно-профилактической помощи женщинам и новорожденным. Организация антенатальной охраны плода.
7. Организация и принципы работы отделений новорожденных в родовспомогательных учреждениях (приказ МзРУз №500);
- организация и принципы работы отделений для патологии новорожденных детей, хирургии новорожденных;
- организация и принципы работы отделений для выхаживания недоношенных детей;
- организация службы реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и недоношенных детей в родильном доме.
8. Анатомия и топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология новорожденных детей.
9. Причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития.
10. Методы обследования, показания и противопоказания к обследованию новорожденных.
11. Общие вопросы генетики и иммунологии в неонатологии (скрининг матери и ребенка).
12. Симптоматика перинатальных и неонатальных заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение; симптоматику пограничных состояний новорожденных.
13. Показания и противопоказания к переводу в другие специализированные стационары.
14. Транспортировка больных новорожденных, недоношенных детей (по сроку гестации).
15. Принципы грудного вскармливания и ухода за новорожденными.
16. Основы иммунопрофилактики, течения поствакционального периода и мероприятия при поствакциональных осложнениях.
17. Международные стандарты лечения заболеваний новорожденных.
18. Основы фармакотерапии в неонатологии.
19. Проведение диспансеризации больных, анализ ее эффективности. Реабилитация больных новорожденных, ее принципы.
20.Санитарно-просветительная работа среди населения.
П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1. Прогнозировать и проводить мероприятия по коррекции состояния новорожденного, родившегося в асфиксии, клиника внутричерепной родовой травмы, синдром аспирации меконием с учетом особенностей протекания родов у матери.
2. Провести первичную реанимацию новорожденных и недоношенных детей, родившихся в асфиксии по рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ.
3. Работать с оборудованием, лечебной и контрольно-диагностической аппаратурой (кувезами, лампами лучистого тепла и фототерапии, аппаратами ИВЛ, различными мониторами и др.).
4. Определить необходимость и применить дополнительные методы обследования (лабораторных, УЗИ, рентгенологических, функциональных и др.) и интерпретировать их результаты, получить информацию озаболевании выявить общие и специфические признаки, установить диагноз и определить тактику лечения и реабилитации новорожденных.
5. Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, провести дифференциальную диагностику, установить диагноз, обосновать план и тактику ведения больного, предусмотреть возможные осложнения. Определить показания к госпитализации новорожденных детей в отделения патологии новорожденных.
6. Осуществлять наблюдение и ведение новорожденных на педиатрическом участке; патронаж; назначение профилактических и общеоздоровительных мероприятий.
7. Выполнять мероприятия по диспансеризации детского населения;
8. Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.
9. Провести анализ перинатальной и неонатальной смертности.
10. Проводить санитарно-просветительную работу среди родильницы.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Врач-неонатолог должен знать:
- иммунологические взаимоотношения матери и плода;
- роль плаценты;
- диагностику пороков развития у плода;
- влияние различных факторов (физических, химических, биологических и др.) в различные сроки беременности на внутриутробное развитие плода;
- влияние осложнений течения беременности на плод и новорожденного;
- влияние поздних токсикозов на уровень перинатальной смертности;
- иммунологическую несовместимость матери и плода;
- влияние курения и алкоголя на плод;
- перинатальную смертность и заболеваемость новорожденных у курящих матерей;
- алкогольные эмбриофетопатии;
- проницаемость лекарственных препаратов через плаценту;
- влияние на плод некоторых лекарственных препаратов при лечении заболеваний матери во время беременности;
- перенашивание беременности и его влияние на плод и на новорожденного;
- многоплодную беременность, ее влияние на плод и новорожденного;
- основные методы, используемые для определения состояния плода и его заболеваний;
- роль вирусных инфекций в перинатальной патологии;
- физиологию и патологию плода в интранатальном периоде;
- влияние патологии родового акта у матери на плод и новорожденного (преждевременная отслойка плаценты, острая кровопотеря, быстрые или затяжные роды, оперативные вмешательства);
- профилактику гипоксии плода и асфиксия новорожденного;
- оценку новорожденного по шкале Апгар и Сильвермана;
- уход за новорожденным ребенком;
- пограничные состояния новорожденных;
- метаболические особенности периода адаптации;
- особенности ухода за недоношенным ребенком;
- дети малого веса при рождении;
- группы новорожденных высокого риска;
-принципы грудного вскармливания
2. Неонатолог должен знать клинику следующих неотложных состояний: тяжелая асфиксия, врожденные аномалии, требующие хирургической помощи (атрезия пищевода, дифрагмальная грыжа и др.), внутричерепные родовые травмы, врожденные травмы спинного мозга, СДР, а также уметь оказывать срочную помощь.
3. Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих
заболеваниях:
- Осложнения пограничных состояний;
- асфиксия;
- гипоксически-ишемическая энцефалопатия;
- внутричерепная родовая травма новорожденных;
- желтухи новорожденных;
- гемолитическая болезнь новорожденных;
- задержка внутриутробного развития, малый вес;
- недоношенность;
- неинфекционные поражения легких (идиопатический респираторный дистресс-синдром, аспирационный синдром); ателектазы;
- отечно-геморрагический синдром;
- болезнь гиалиновых мембран;
- инфекционные поражения органов дыхания у новорожденных, классификация пневмонии;
- пневмонии у недоношенных детей;
- заболевания сердца (врожденные, пороки сердца, субэндокардиальный фиброэластоз, миокардиты и др.);
- заболевания пищеварительной системы (дисбиоциноз, синдромы нарушенного кишечного всасывания, энтероколиты и др.);
- воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (первичные и вторичные пиелонефриты, вульвовагиниты, фимоз, баланиты);
- нарушения эндокринной системы (заболевания щитовидной и паращитовидных желез, поражения надпочечников, диабетическая фетопатия и др.);
- заболевания органов кроветворения (анемии различной этиологии: врожденные, постгеморрагические, постгемолитические при инфекционных заболеваниях);
- нарушение системы гемостаза (геморрагическая болезнь новорожденных, синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания, тромбоцитопении, врожденный дефицит факторов свертывания крови);
- анемии у недоношенных детей;
- наследственные заболевания (врожденная гиперплазия коры надпочечников, фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз и др.);
- локализованные формы гнойно-воспалительных заболеваний (везикулопустулез, пузырчатка, мастит, парапроктит, конъюнктивит, дакриоцистит, омфалит, дерматит Риттера и др.);
- тяжелые формы гнойно-воспалительных заболеваний (флегмона, гнойный лимфаденит, гнойный паротит, остеомиелит, стафилококковые поражения легких, язвенно-некротический энтероколит, перитонит, сепсис);
- особенности течения гнойно-септических инфекций у недоношенных детей (местные гнойные процессы, сепсис);
- цитомегалия, клинические формы и лечения;
- листериоз, клиника, дифференциальный диагноз;
- токсоплазмоз, клиника и лечения;
- гипотрофию: внутриутробную и приобретенную
- врожденные аномалии и пороки развития.
3. Проводить дифференциальную диагностику заболеваний перинатального и неонатального периода.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
1. Исследовать и оценить основные физиологические рефлексы и черепно – мозговую иннервацию у новорожденных детей, осуществлять реанимацию новорожденных (АВС-реанимация) с применением ИВЛ, проведение гипербарической оксигенации, осуществлять проведение спинномозговой (желудочковой) пункции, плевральной пункции, пункции крупных сосудов с использованием внутривенных вливаний, заменное переливание крови, кранио-церебральную гипотермию.
2. Обеспечить реализацию грудного вскармливания для новорожденных детей
3. Дать правильную интерпретацию результатов рентгенологических, ультразвуковых методов исследования органов дыхания, кровообращения, желудочно–кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей, сопоставляя их с дифференциально – диагностической целью.
Составители:
Ахмедова Д.И. (главный педиатр МЗ РУз)
Усманова М.С. (специалист ГУОМиД),
Рахматуллаев А.К. (гл.дет.кардиоревматолог МЗ РУз),
Абсадикова Ф.Т. ( гл.дет.фтизиатр МЗ РУз),
Солиев Б.Х. (гл.дет.кардиохирург МЗ РУз),
Исмаилова М.А. (доцент каф. неонатологии ТашПМИ),
Агзамходжаев Т.С. (гл.дет. анестезиолог-реаниматолог МЗ РУз),
Хужанов А.А. (гл.дет.травматолог-ортопед МЗ РУз),
Султанов С.Н. (гл.акушер-гинеколог МЗ Руз),
Ли М.А. (гл.дет.гинеколог МЗ РУз).
Комиссия использовала:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2. Данные 10-й МКБ.
3. Работы ученых в области неонатологии Узбекистана, России др.стран.
4. Материалы ВОЗ, ЮНИСЕФ.
5. Материалы ряда сайтов Интернета.
6. Статистические формы отчетности.
7. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
8. Гос.образовательный стандарт высшего медицинского образования.
9. Квалификационные характеристики магистров медицины.
Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2011 Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft |