МЕДИЦИНСКИЙ ПОРТАЛ УЗБЕКИСТАНА

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – клиническая лабораторная диагностика.

17.03.2009

Квалификационная характеристика на врачебную специальность – клиническая лабораторная диагностика.

 

В соответствии с требованиями специальности клиническая лабораторная диагностика, врач должен знать и уметь:

 

I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:

 

1. Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы,   определяющие   деятельность   органов   и учреждений здравоохранения.

2. Общие вопросы организации лабораторной службы в стране.

3. Структуру  и  функцию  органов  кроветворения, иммунокомпетентных, нервных   тканей, пищеварительной системы, дыхания, мочевыделительной, половой и др. Систем. Строение и функции желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи.

4. Строение и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей.

5. Правила и  способы    получения    биоматериала    для морфологических, биохимических, генетических, и др. Исследований.

6. Приготовление, фиксация и окраска препаратов.

7. Консервирование и хранение биоматериала.

8. Влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, месячные циклы, сезонные   вариации   и   др.)   На   результаты исследований.

9. Влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, лекарственных препаратов, медицинских процедур и др. На результаты исследований.

10. Общую клиническую симптоматику поражения различных систем организма.

11. Современные представления   об   этиологии   и   патогенезе различных заболеваний.

12. Основы обмена белков, липидов, желчных пигментов, углеводов, водно-минерального,    кислотно-щелочного   состояния,   гормонов, ферментов, системы гомеостаза и другие.

13. Основные   патофизиологические механизмы нарушений обмена веществ.

14. Определение тактики обследования больных.

  

П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:

 

1.    Организовать рабочее место для проведения морфологических, биохимических, иммунологических, генетических и др. Исследований.

2.    Провести цитохимическую идентификацию клеточных элементов.

3.    Дифференцировать клеточные элементы крови, костного мозга, лимфатического узла, пункционного материала, соскобов, экссудатов, транссудатов, секретов, экстрактов и другого биоматериала.

4.    Отобрать материал для микроскопического исследования.

5.    Приготовить,   зафиксировать   и   окрасить   препарат   для исследования клеточных элементов.

6.    Определить   иммунный   статус   организма,   групповую    и резус-принадлежность, антигены и антитела и др..

7.    Отобрать и   обработать   биоматериал для   биохимического исследования.

8.    Провести исследование волос, ногтей.

9.    Провести паразитологическое исследование биоматериала.

10.Работать с контрольной сывороткой.

11.Определить последовательность биохимических исследований.

12.Определить необходимость выполнения специальных   методов исследования.

13.Оценить и интерпретировать результаты исследования.

14.Сделать заключение.

15.Определить   необходимость  дополнительного    обследования больного.

16.Предложить программу дополнительного обследования больного, принять участие в лечебно-диагностическом процессе.

17.Оформить    документацию,    предусмотренную    директивными документами мз руз.

18.Применять унифицированные методы исследования по приказам МЗ РУз.

  

III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:

 

       По гематологическим исследованиям:

- идентифицировать клеточные элементы периферической крови костного мозга, лимфатического узла;

- интерпретировать   изменения   крови,   костного мозга при различных патологических состояниях;

- провести морфологическую и цитохимическую дифференциальную диагностику острых лейкозов;

- провести дифференциальную диагностику хронических лейкозов;

- характеризовать стадии хронических лейкозов и   динамику гематологических изменений;

- провести дифференциальную диагностику парапротеинемических гемобластозов и их иммунохимическую идентификацию;

- дифференцировать различные формы анемии;

- определить критерии эффективности их лечения;

- интерпретировать   динамику   лабораторных   показателей   в различные стадии болезни;

- диагностировать агранулоцитоз;

- интерпретировать     динамику    лабораторных    показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе;

- провести     дифференциальную    лабораторную    диагностику геморрагических диатезов;

- дифференцировать Е-клетки;

- идентифицировать лабораторные   показатели   при   болезнях накопления.

По общеклиническим исследованиям:

- идентифицировать клеточные и другие элементы в мокроте, моче, желудочном и дуоденальном содержимом, ликворе, отделяемом половых органов и других биоматериалах;

- интерпретировать лабораторные показатели при заболеваниях легких,   пищеварительной   системы,   органов   мочевыделительной системы, поражениях серозных оболочек.

По цитологическим исследованиям:

Диагностировать по клеточным элементам:

- воспалительный процесс;

- гипертрофию (пролиферацию);

- метаплазию;

- дисплазию.

Диагностировать, определить форму и степень дифференциации опухоли:   легких,   пищевода,   желудка,    кишечника,    печени, поджелудочной железы, мочевого пузыря, яичника, шейки матки, щитовидной железы, молочной железы, мягких тканей, скелета, кожи, лимфатических узлов, серозных оболочек, костного мозга.

Для этого уметь:

- отобрать   материал   для цитологических (морфологических) исследований;

- приготовить препараты;

- зафиксировать и окрасить препараты;

- провести микроскопическое исследование;

- работать на аппаратах, которыми оснащена лаборатория.  

По клинической биохимии:

Уметь:

- приготовить растворы;

- взвешивать;

- строить калибровочные кривые;

- обрабатывать химическую посуду;

- приготавливать биоматериалы для исследования;

- приготовить реактивы;

- проводить биохимические исследования;

- работать на аппаратах;

- производить необходимые расчеты;

- проводить контроль качества лабораторных исследований;

- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов,    гормонов,   водно-минерального,   кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;

- составлять программу диагностики и дифференциации острых состояний - диабетической комы, острого панкреатита, инфаркта миокарда и др.

По паразитологическим исследованиям:

Идентифицировать:

- яйца гельминтов;

- простейшие.

Дифференцировать виды малярийных паразитов в толстой капле и

мазках периферической крови.

Диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний.

Интерпретировать результаты     исследования     биоматериала, материала на:

- Гонококки;

- лейшмании;

- трихомонады;

- возбудителей грибковых заболеваний.  

По иммунологическим исследованиям:

Оценка иммунологического статуса:

- Определение   фагоцитарной   и   метаболической   активности нейтрофилов;

- определение неспецифических гуморальных факторов (лизоцима, С-реактивного белка, комплемента);

- определение Т и В лимфоцитов;

определение иммуноглобулинов.

Антигены системы крови;

- Определение антигенов эритроцитов (антигены системы АВО и резус), лейкоцитов, тромбоцитов и плазменных белков;

- определение антител к эритроцитам, лейкоцитам, тромбоцитам (различными методами).

 

                                                IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):

 

По общим вопросам диагностической работы:

1.    Поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диаг­ноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований.

2.    Провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения.

3.    Провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патолого-анатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприя­тия по улучшению качества диагностической работы.

4.    Организовать рабочее место для проведения морфологических (цитоло­гических), биохимических, иммунологических, генетических и других иссле­дований.

5.    Организовать работу среднего медицинского персонала.

6.    Провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-ме­тодов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях).

7.    Оценить результаты исследования и сформулировать заключение (по­ставить лабораторный диагноз).

8.    Определить необходимость дополнительного обследования больного.

9.    Оформить документацию, предусмотренную нормативными докумен­тами мз руз.

10. Работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.

 

 Составители:

Арипов А.Н.  (Специалист по лабораторной службе МЗ РУз.)

 

Комиссия использовала:

1.      Квалификационные характеристики прошлых лет.

2.      Материалы сайтов Интернета.

3.      Опыт кафедры клинической лабораторной диагностики ТашИУВ.

4.      Учебные пособия кафедры клинической лабораторной диагностики РМА последипломного образования.

5.      Статистические формы отчета.





Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2011 Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft