10.04.2009
1. Введение
Практически все страны едины во мнении, что существует неудовлетворенность службами здравоохранения на общественном, политическом и профессиональном уровнях. В этой связи для многих стран реформирование систем здравоохранения стало насущной необходимостью. При этом традиционно в процессе проведения реформ в области здравоохранения особое внимание уделялось проблемам организации и финансирования медицинской помощи, в то время как вопросами качества информационных систем уделялось мало внимания.
Необходимой основой для деятельности общественного здравоохранения является надежная и своевременная информация. В развивающихся странах необходимая медико-санитарная статистика зачастую отсутствует в связи с недовложениями в информационные системы здравоохранения (ИСЗ), которые совершенно необходимы для сбора, анализа и распространения данных. В результате этого лица, вырабатывающие решения, не имеют возможности определять проблемы и потребности, следить за ходом работы и ее эффективностью, оценивать воздействие мероприятий и вырабатывать на основе фактических данных решения в отношении политики здравоохранения, структуры программ и распределения ресурсов. Доноры, которым необходимо знать о проводимых реформах и иметь возможность прослеживать глобальные цели и увязывать финансирование с эффективностью деятельности, также нуждаются в более качественной медико-санитарной информации. Увеличение объема надежной медико-санитарной информации и расширение ее использования на региональном, страновом и глобальном уровнях позволяют лучше оценивать медико-санитарную ситуацию и тенденции, следить за соблюдением принципа справедливости, определять эффективность работы систем здравоохранения и принимать более адекватные решения, приводящие к улучшению состояния здоровья населения.
Кроме того, в последние годы развитию Информационно-коммуникационных технологий в нашей стране уделяется большое внимание. Приняты нормативно-правовые акты, дающие основу развития ИКТ в Республике Узбекистан, где сказано что:
- Государственная политика в области информатизации направлена на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем.
Основными направлениями государственной политики в области информатизации являются: создание единого информационного пространства Республики Узбекистан на основе информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем, а также информационных систем юридических и физических лиц.
В настоящее время в секторе здравоохранения Республике Узбекистан реализуются ряд международных проектов, некоторые из компонентов которых прямым или косвенным образом связаны с созданием и развитием Информационных систем и Информационных ресурсов.
В некоторых из них, таких как проекты «Здоровье-2» (государственная программа по реформированию первичного звена здравоохранения) финансируемый Мировым Банком и «Укрепление здоровья женщин и детей» финансируемый Азиатским банком развития, предусматривается создание и развитие Информационной системы управления здравоохранения (ИСУЗ).
Учитывая общие цели и задачи, решаемые в рамках Проектных задач, предлагается максимально интегрировать проектируемые составные части ИТ-инфраструктуры (серверы, компьютеры, периферийное оборудование, сетевое и телекоммуникационное оборудование, системное и прикладное программное обеспечение, базы данных, и т.д.) каждого из компонентов Проектов для построения оптимальной по стоимости и производительности системы (подразумевается – ИСУЗ). Данная система должна будет обеспечивать оперативное получение информации, необходимой для функционирования каждого из компонентов, в том числе - из смежных прикладных систем или общих баз данных.
Проектным решением должно быть предусмотрено взаимодействие различных подразделений Минздрава, а также информационных систем других министерств и ведомств:
1. На республиканском уровне – Министерство Финансов (МФ), Министерство здравоохранения (МЗ), Госкосмстат, МинЮст, Республиканские больницы (РБ), Республиканская СЭС (РСЭС), Национальный центр крови (НЦК), Институт «Здоровье» (ИЗ), Образовательные учреждения.
2. На областном уровне – ОблФин, ОблЗдрав, областные больницы (ОБ), ОблСЭС, Региональные центры крови (РЦК)
3. На районном уровне – центральные районные больницы (ЦРБ), РайСЭС и т.д.
4. На первичном уровне – СВП, Поликлиники.
Результатом данного проекта станет разработанный стратегический план развития Интегрированной информационной системы здравоохранения Республики Узбекистан на период 2008-2013 года.