o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Концепция "Национальная Интегрированная Информационная Система Здравоохранения (НИИСЗ) Узбекистана"

10.04.2009
Министерство Здравоохранения Республики Узбекистан

Центр развития электронного здравоохранения «UZMEDINFO»


Национальная Интегрированная Информационная Система Здравоохранения
Республики Узбекистан


Концепция

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. КРИТЕРИИ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
2.1. Факты и цифры
2.1.1. Основная информация
2.1.2. Показатели здоровья в Узбекистане 
2.2. Ключевые требования для Национальной Интегрированной Информационной Системы Здравоохранения (НИИСЗ) 
3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НИИСЗ) УЗБЕКИСТАНА 
3.1. Организационное управление здравоохранением
3.2. Ключевые факторы успеха
3.2.1. Открытые стандарты и рекомендации
3.2.2. Процесс управления НИИСЗ
3.2.3. Основные части НИИСЗ
3.2.4. Описание архитектуры НИИСЗ
3.2.5. Безопасность
4. ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ПРИНЯТЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ



1. Введение

Практически все страны едины во мнении, что существует неудовлетворенность службами здравоохранения на общественном, политическом и профессиональном уровнях. В этой связи для многих стран реформирование систем здравоохранения стало насущной необходимостью. При этом традиционно в процессе проведения реформ в области здравоохранения особое внимание уделялось проблемам организации и финансирования медицинской помощи, в то время как вопросами качества информационных систем уделялось мало внимания.
Необходимой основой для деятельности общественного здравоохранения является надежная и своевременная информация. В развивающихся странах необходимая медико-санитарная статистика зачастую отсутствует в связи с недовложениями в информационные системы здравоохранения (ИСЗ), которые совершенно необходимы для сбора, анализа и распространения данных. В результате этого лица, вырабатывающие решения, не имеют возможности определять проблемы и потребности, следить за ходом работы и ее эффективностью, оценивать воздействие мероприятий и вырабатывать на основе фактических данных решения в отношении политики здравоохранения, структуры программ и распределения ресурсов. Доноры, которым необходимо знать о проводимых реформах и иметь возможность прослеживать глобальные цели и увязывать финансирование с эффективностью деятельности, также нуждаются в более качественной медико-санитарной информации. Увеличение объема надежной медико-санитарной информации и расширение ее использования на региональном, страновом и глобальном уровнях позволяют лучше оценивать медико-санитарную ситуацию и тенденции, следить за соблюдением принципа справедливости, определять эффективность работы систем здравоохранения и принимать более адекватные решения, приводящие к улучшению состояния здоровья населения.
Кроме того, в последние годы развитию Информационно-коммуникационных технологий в нашей стране уделяется большое внимание. Приняты нормативно-правовые акты, дающие основу развития ИКТ в Республике Узбекистан, где сказано что:
- Государственная политика в области информатизации направлена на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем.
Основными направлениями государственной политики в области информатизации являются: создание единого информационного пространства Республики Узбекистан на основе информационных систем государственных органов, отраслевых и территориальных информационных систем, а также информационных систем юридических и физических лиц.
В настоящее время в секторе здравоохранения Республике Узбекистан реализуются ряд международных проектов, некоторые из компонентов которых прямым или косвенным образом связаны с созданием и развитием Информационных систем и Информационных ресурсов.
В некоторых из них, таких как проекты «Здоровье-2» (государственная программа по реформированию первичного звена здравоохранения) финансируемый Мировым Банком и «Укрепление здоровья женщин и детей» финансируемый Азиатским банком развития, предусматривается создание и развитие Информационной системы управления здравоохранения (ИСУЗ).
Учитывая общие цели и задачи, решаемые в рамках Проектных задач, предлагается максимально интегрировать проектируемые составные части ИТ-инфраструктуры (серверы, компьютеры, периферийное оборудование, сетевое и телекоммуникационное оборудование, системное и прикладное программное обеспечение, базы данных, и т.д.) каждого из компонентов Проектов для построения оптимальной по стоимости и производительности системы (подразумевается – ИСУЗ). Данная система должна будет обеспечивать оперативное получение информации, необходимой для функционирования каждого из компонентов, в том числе - из смежных прикладных систем или общих баз данных.

Проектным решением должно быть предусмотрено взаимодействие различных подразделений Минздрава, а также информационных систем других министерств и ведомств:
1. На республиканском уровне – Министерство Финансов (МФ), Министерство здравоохранения (МЗ), Госкосмстат, МинЮст, Республиканские больницы (РБ), Республиканская СЭС (РСЭС), Национальный центр крови (НЦК), Институт «Здоровье» (ИЗ), Образовательные учреждения.
2. На областном уровне – ОблФин, ОблЗдрав, областные больницы (ОБ), ОблСЭС, Региональные центры крови (РЦК)
3. На районном уровне – центральные районные больницы (ЦРБ), РайСЭС и т.д.
4. На первичном уровне – СВП, Поликлиники.

Результатом данного проекта станет разработанный стратегический план развития Интегрированной информационной системы здравоохранения Республики Узбекистан на период 2008-2013 года.




2. Критерии улучшения качества медицинского обслуживания в Республике Узбекистан

2.1. Факты и цифры

2.1.1. Основная информация


До 1991 года система здравоохранения Узбекистана была строго централизованной государственной системой. После обретения Узбекистаном независимости возникла необходимость реорганизации процессов здравоохранения, также как и всех других процессов, управляемых на государственном уровне. Реформа здравоохранения продолжается, и это сопровождается серьезными трудностями вследствие географического и демографического положения: Узбекистан имеет большую территорию с различными географическими особенностями и четкой разницей между городским и сельским населением. Более того, Республика Узбекистан является имеет высокую плотность населения и занимает первое место по этому показателю в Средней Азии. Вследствие этого организация, контроль и предоставление качества представляются очень сложными. Это особенно очевидно в сельских районах страны.

Первоначально медицинские услуги предоставлялись бесплатно по принципу их доступности для всех: «Каждый должен иметь право на получение качественного медицинского обслуживания» (Конституция Республики Узбекистан, 1992). Министерство Здравоохранения было назначено ответственным за управление завершенным процессом медицинского обслуживания, за наблюдение и контроль за техническим оснащением, противоэпидемическими центрами, профессиональным обучением, и т.д. Обслуживание оплачивалось из государственных доходов в соответствии с центральным распределеним бюджета. Ресурсы и обслуживание в области здравоохранения не соответствовали требованиям вследствие вышеописанных трудностей.

2.1.2. Показатели здоровья в Узбекистане
Узбекистан имеет четкие показатели здоровья, которые определяют цели для обеспечения более эффективного и качественного медицинского обслуживания. Некоторые показатели указывают на существующие проблемы и должны быть улучшены. Полный и качественный контроль и исполнение достаточно сложны в реализации из-за большой рассредоточенности пунктов первичной медико-санитарной помощи.

Сектор здравоохранения был одним из наиболее пострадавших вследствие экономического спада после развала СССР. Основным источником финансирования здравоохранения по-прежнему являются государственное финансирование и доходы с налогообложения. Общие расходы на здравоохранение составляют 3,5% ВВП. Планируется довести расходы на здравоохранение до 10% государственного бюджета. Некоторые расходы покрываются за счет прямых платежей от пациентов (около 7% от общего бюджета на здравоохранение). В настоящее время некоторые услуги предоставляются через частные медицинские учреждения, которые, по всей видимости, имеют более лучшие условия для обслуживания. Это раскрывает еще одну проблему, связанную с недостаточным государственным контролем за качеством медицинского обслуживания и отсутствием финансовых и статистических данных об обслуживании от частных учреждений.

Одной из важнейших медицинских проблем для населения, особенно в сельских регионах, является большое число различных заболеваний. Большую часть составляют инфекционные заболевания (туберкулез, вирусные гепатиты, ВИЧ и др.) Например, случаи заболевания туберкулезом выросли на 50% с конца 90-х годов, в некоторых сельских регионах 0,2% всего населения заражены этим заболеванием. Вспышки подобных заболеваний являются достаточно распространенными. Для прекращения распространения и вспышек инфекционных болезней необходимо разработать механизмы и процессы для соответствующего быстрого обнаружения и диагностики, надежной отчетности и регистрации. Проведение и контроль полной вакцинации как в учреждениях вакцинации (например, в роддомах), так и по географическому признаку в учреждениях санитарно-эпидемиологического надзора, могут снизить общее число вспышек и даже пресечь распространение некоторых видов заболеваний. Следовательно, санитарно-эпидемиологические службы должны быть организованы на высоком уровне с наличием полных данных со всех регионов и информацией, необходимой для качественного и своевременного процесса принятия решений. Реформа санитарно-эпидемиологических служб должна обеспечить условия для более качественного мониторинга и быстрого реагирования на инфекционные заболевания согласно принятым критериям и индикаторам.

Дополнительные проблемы имеются с неинфекционными заболеваниями такими как сердечно-сосудистые, эндокринологические (сахарный диабет), онкологические, эндемические заболевания и др. В этой области медицинские проблемы могут быть гораздо сложнее. Правильный доступ к качественному медицинскому обслуживанию и компетентному медицинскому персоналу в сельских регионах может помочь справиться с подобными заболеваниями. Телемедицина – один из признанных способов преодоления подобных проблем в удаленных центрах с ограниченным медицинским персоналом.

Дородовое, послеродовое обслуживание детей и матерей является другим важнейшим вопросом. Проблема опять заключается в разрозненности медицинских институтов и медицинских услуг. Доступные централизованно хранящиеся данные о полной медицинской истории матери и ребенка могут позволить медицинскому персоналу принять правильное решение в обслуживании и лечении, что несомненно повысит качество медицинского обслуживания. Такой подход также применим для всего здравоохранения на уровне страны.

Недостаток поликлиник и пунктов первичного медицинского обслуживания, как первой линии контакта в лечении пациентов, ведет к повышенной эксплуатации больниц. Больничный сектор получает около 80% от всего бюджета на здравоохранение, и поэтому остается малая доля фондов на амбулаторное и первичное медицинское обслуживание в поликлиниках. Децентрализация медицинского лечения должна стать ключевой целью в реструктуризации здравоохранения. Фокусирование на более качественном амбулаторном обслуживании больных в сельских районах должно привести к снижению затрат, быстрому приему больных и решению медицинских проблем, что приведет к более качественному обслуживанию конечного пользователя – пациента.

В Узбекистане имеется некоторый переизбыток врачей. Более того, большая часть обученного персонала работает в сельских регионах, и поэтому там налицо серьезная нехватка медицинских технологий. Распространение качественного обслуживания, медицинских знаний и умений в сельских регионах должно стать важнейшей задачей.

В настоящее время современные технологии обеспечивают различные методы обмена знаниями, что приводит к снижению затрат на обучение и предоставляет информацию о наилучшем накопленном медицинском опыте даже для наиболее удаленных регионов при помощи дистанционного образования и других технологий в области телемедицины.

Помимо этих наиболее важных медицинских проблем, существует множество других организационных аспектов, (управление процессами, контроль за финансами, обучение и др.), решение которых может повысить качество обслуживания населения.


2.2. Ключевые требования для Национальной Интегрированной Информационной Системы Здравоохранения (НИИСЗ)

Учитывая важнейшие характеристики и явные проблемы медицинского обслуживания и всей системы здравоохранения Узбекистана, наиболее важные из которых были перечислены выше, разработана стратегия развития Национальной Интегрированной Информационной Системы Здравоохранения (НИИСЗ), которая нацелена именно на решение этих проблем. Имеет большое значение то, что эта стратегия имеет целостный и продуманный подход с целью дополнительного повышения качества, которое будет подтверждено временем и станет следующим шагом к продвижению новых преимуществ и услуг. Мероприятия, предложенные в стратегии, будут соответствовать интересам многих организаций, учреждений и служб, вовлеченных в процесс здравоохранения и послужат дополнительным средством для повышения качества обслуживания.

Ожидаемые выгоды от улучшения системы здравоохранения в соответствии с предлагаемой стратегией являются многогранными и потенциально очень велики для всех участников процессов, так или иначе вовлеченных в систему здравоохранения. Принимая во внимание текущее состояние системы здравоохранения и также учитывая долгосрочный план действий, для предоставления медицинских услуг на высоком уровне НИИСЗ должна соответствовать следующим требованиям:

• Предоставление услуг по здравоохранению должно быть безопасно, т.е. требуется избегать нанесения вреда пациентам во время лечения. Это требование нацелено на все уровни здравоохранения, на которых система помогает медицинским работникам принять наиболее подходящее решение на основе достоверной информации о пациентах;

• Предоставление услуг по здравоохранению должно быть эффективно, т.е. требуется избегать как чрезмерного, так и недостаточного использования медицинских ресурсов. Система здравоохранения должна на высоком уровне предоставлять обслуживание пациентов на основе проверенных практикой фактов и доступных современных медицинских знаний;

• Здравоохранение должно быть ориентированным на пациента, т.е. лечение и обслуживание пациента должно соответствовать его индивидуальным нуждам, ценностям и предпочтениям, которые значительным образом влияют на эффективность всего лечения;

• Здравоохранение должно быть максимально своевременным, т.е. требуется избегать ожиданий и задержек, которые могут очень негативно отразиться на обслуживаемом пациенте;

• Здравоохранение должно быть максимально рациональным, т.е. требуется избегать неправильного использования ресурсов, в которых испытывается недостаток;

• Здравоохранение должно стремиться к достижению высокого уровня равенства и справедливости, т.е. обслуживание пациентов не должно различаться в зависимости от личных данных (географических данных, социально-экономического статуса, и др.)



3. Национальная Интегрированная Информационная Система Здравоохранения (НИИСЗ) Узбекистана

Данная глава содержит общее описание НИИСЗ, которая является основным решением ИКТ для системы здравоохранения Узбекистана. Описание подчеркнет ключевые факторы и предложит организационную структуру, соответствующую НИИСЗ. В конце главы будут приведены стандарты, информация о механизмах безопасности и другие требования, обеспечивающие законченное решение для системы здравоохранения.


3.1. Организационное управление здравоохранением

НИИСЗ должна представлять собой систему, нацеленную на выполнение фундаментальных 6 задач, описанных в предыдущей главе, т.е. услуги по здравоохранению, предоставляемые на основе НИИСЗ, должны быть безопасными, своевременными, эффективными, рациональными, ориентированными на пациента и обеспечивающими равенство. НИИСЗ подразумевается как современная и прозрачная система здравоохранения, нацеленная на повышение качества услуг для всего населения Узбекистана и для этого помещающая пациента в центр всей системы здравоохранения (ориентированная на пациента).

НИИСЗ должна использовать преимущества целостного и продуманного подхода, который состоит из набора определенных шагов. Каждый шаг представляет специальный сервис, нацеленный на решение важнейших проблем медицинского обслуживания. Более того, сервисы НИИСЗ действуют по единому общему принципу, на основании которого определенные части могут и должны быть вновь использованы в следующих шагах согласно стратегии развития, что приведет к долгосрочности использования, оптимизации затрат и повышению качества медицинского обслуживания.

Рисунок 1 изображает наиболее важные параметры качества, которые представляют собой базис для всех услуг, включенных в стратегию развития. При помощи целостного подхода НИИСЗ использует преимущества одного параметра качества, который служит основанием для оценки следующего. Единство и целостность системы являются ключевым фактором для создания более прозрачной, эффективной и ориентированной на пациента системы здравоохранения.



Рисунок 1. Важнейшие параметры качества системы здравоохранения.



Современная система здравоохранения Узбекистана может быть поделена на предоставление услуг в сельских и городских территориях. До реструктуризации она имела множество различных уровней медицинской помощи, например, фельдшерско-акушерские пункты, сельские врачебные пункты, поликлиники, амбулатории, районные больницы и затем областные больницы как наиболее высокий уровень обслуживания. Правительство планирует реструктурировать здравоохранение путем снижения общего числа учреждений первичной медицинской помощи. Реструктуризация также подчеркивает разницу между первичной и специализированной медицинской помощью.

Современная тенденция заключается в объединении первичных медицинских пунктов в поликлиники и центры здоровья, которые станут первой «точкой входа» пациента в систему здравоохранения. Более специализированное медицинское обслуживание в сельских регионах будет предоставляться на уровне медицинских центров, районных и областных больниц. Перемещение первичных пунктов обслуживания ближе к пациенту играет существенную роль в отношении качества и эффективности затрат предоставляемого обслуживания.



Рисунок 2 представляет реструктуризацию системы здравоохранения:




 
Согласно реформе системы здравоохранения большинство сельских больниц и фельдшерско-акушерских пунктов будут закрыты или реогранизованы, однако, некоторые из них, расположенные в отдаленных районах, например, в горных населенных пунктах или полупустынных зонах, могут быть сохранены.

Вследствие низкого уровня развития инфраструктуры ИКТ (телекоммуникации, компьютерные сети), предлагаемая НИИСЗ должна соответствовать текущей ситуации и предоставить механизм по преодолению этой проблемы. Архитектура решения должна предоставить услуги наиболее удаленным пациентам и в то же время должна быть готова к подключениям к центральной системе на основе авторизованного доступа. По этой причине удаленные медицинские центры должны иметь возможность работать в автономном режиме, независимо от центральной интеграционной коммуникационной системы, в полном объеме функциональности. Это условие может быть обеспечено при помощи технологий «тонкий клиент» с полным (повторяющимся) набором функциональных особенностей (управление и хранение локальных данных, использование механизмов безопасности и т.д.). После выполнения предварительных требований для подключения, все данные и информация, собранные за время работы в автономном режиме, будут приняты и могут быть повторно использованы по всей единой интегрированной системе, независимо от точки доступа. Внешние приложения должны иметь возможность для регулярного подключения к центральной системе при помощи оптимально используемых существующих ресурсов инфраструктуры (т.е. при помощи беспроводной связи, мобильных сетей и др). В наиболее удаленных районах ресурсы инфраструктуры могут быть использованы время от времени для получения данных от других систем, подключенных к Интегрированной Платформе Здравоохранения (ИПЗ), для отправки данных в хранилища внутри системы или для использования специфических возможностей системы (например телемедицина, медицинский портал, электронные библиотеки и др.).



При помощи такого внедрения может быть достигнута основная цель:
Медицинские работники в различных учреждениях здравоохранения, используя адекватные внешние медицинские приложения и системы, получают доступ к центральной интеграционной платформе, которая делает Национальную Систему Здравоохранения Республики Узбекистан сильной системой медицинского обслуживания, предоставляющей первоклассные услуги всем пациентам без ограничений.

Рисунок 3 показывает решение под ключ для НИИСЗ Узбекистана.



Рисунок 3. Национальная Интегрированная Информационная Система Здравоохранения (НИИСЗ) Республики Узбекистан.





3.2. Ключевые факторы успеха


3.2.1. Открытые стандарты и рекомендации


Национальная Интегрированная Информационная Система Здравоохранения (НИИСЗ) должна полностью соответствовать стандартам и основным рекомендациям согласно следующим фактам:

• Открытость системы: согласно таким стандартам система открывает свой интерфейс для более легкой интеграции с другими продуктами, программным обеспечением третьих сторон и поставщиков путем приобретения важнейшего свойства адаптации к любому процессу здравоохранения. Более того, тесты на соответствие и сертификация уже существующих систем проходит гораздо легче, если стандарты как «шаблон» для сертификации четко определены.
• Подход в соответствии с наилучшим опытом: внедряя стандарты, система косвенным образом внедряет решения для всех проблем, которые могут возникнуть в проектах и которые уже были решены в ходе утверждения стандартов. Следуя им, можно исключить все технические и логические проблемы, в том числе те, которые могли бы возникнуть в случае нестандартного внедрения проекта;
• Смещение фокуса: с использованием стандартов ресурсы по ведению бизнеса и его развитию могут быть больше сфокусированы на более высоком организационном уровне, чем на техническом;
• Интернационализация: международное сотрудничество становится очень важнейшей частью политической и экономической жизни. Коммуникации между системами здравоохранения вне политических границ становятся реальными в том случае, если обе взаимодействующие системы используют стандартный подход и система здравоохранения конкретной страны может получить больше информации, а следовательно и больше преимуществ от взаимодействия с другой системой независимо от политических границ;

Таким образом, путем внедрения стандартов мы достигаем безопасность, качество и последовательность процессов и всей системы в целом на высоком уровне.

Национальная Информационная Система Здравоохранения должна быть основана на стандартах, действующих для обмена медицинской документацией, коммуникаций между различными медицинским учреждениями, для регулирования форматов и нормативов клинических данных, механизмов безопасности и др.


• CEN – Европейский Комитет Стандартизации, основанный в 1961 году государственными органами стандартов стран Европейского Экономического Сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли, ЕАСТ. Информатика в области здравоохранения является одной из областей, в которой действует CEN. Именно для решения вопросов в области медицинской информатики и была создана Техническая Комиссия 251. Задачей ТК251 является стандартизация ИКТ в области здравоохранения для достижения совместимости и взаимодействия независимых систем и для обеспечения модульного подхода. Это обуславливает требования к медицинской информационной структуре для поддержки клинических и административных процедур, требования к техническим методам для поддержки взаимодействующих систем так же как и требования по защите, безопасности и качеству. Особым внимание пользуется серия ENV13606 рекомендационных документов, определяющих архитектуру электронных записей пациента, список терминов, правила безопасности и обмен сообщениями для обмена электронными медицинскими данными.

• HL7 является одним из аккредитованных стандартов ANSI, сфокусированным на области здравоохранения. Многие медицинские стандарты определяют правила для различных медицинских областей таких как клинические данные, аптечное дело, медицинское оборудование или страхование. Стандарт HL7 действует для клинических и административных данных. Задача HL7 заключается в обеспечении стандартов для обмена, управления и интегрирования данных, необходимых для поддержки медицинского обслуживания пациента, и для управления, предоставления и оценки медицинских услуг, а именно , для создания гибких, эффективных с точки зрения затрат подходов, стандартов, инструкций, методологий и сервисов для взаимодействующих между собой систем здравоохранения.

Отвечая на вопрос, какую именно версию стандарта HL7 выбрать для внедрения, необходимо иметь виду текущее состояние всей Системы Здравоохранения Республики Узбекистан. Поскольку предполагается создание абсолютно новой системы и речь идет о системе и стратегии на национальном уровне, строго рекомендуется использовать стандарт HL7 версию 3 (HL7v3) по следующим причинам:
• решения на основе стандарта HL7v3 проверены временем;
• стандарт HL7v3 обеспечивает высокие возможности взаимодействия сетей для решений на локальном, региональном, национальном и международном уровне.
• Для проверки внешних систем и приложений на совместимость разработаны процедуры тестирования.


Таким образом, стандарт HL7v3 должен быть использован как широко принятая и стандартизованная система для обмена клиническими сообщениями, которая при дальнейшем развитии может принести дополнительные преимущества.



3.2.2. Процесс управления НИИСЗ

Управление здравоохранением – процесс, основанный на нескольких сложных факторах, включая финансовое управление, управление общественным здравоохранением, предоставление медицинских услуг и другие организационные управленческие процессы. Разделение областей ответственности с учетом однозначных связей между ними является ключевым фактором в успешном управлении полными комплексными процессами здравоохранения. Разделение ролей и ответственности обеспечит четкие коммуникаций между подсистемами, которые помогут принять правильное решение на основе соответствующих современных корректных данных, собранных из различных источников внутри системы, независимо от временных и географических условий. Используя сбор и обработку полных данных, возможно будет принять решение о лечении пациента и управлять процессами здравоохранения на основании однозначных и достоверных фактов и цифр.

Одним из особенно важных пунктов является четкое разделение между финансовыми потоками и процессами принятия решений. Помимо снижения затрат путем соответствующего контроля и распределения фондов, это позволит в дальнейшем развитии современной системы здравоохранения привлечение фондов от любого количества государственных или частных компаний по страхованию здоровья.

Разделительная черта между первичной и специализированной медицинской помощью должна быть ясной и очевидной. Это разделение может принести серьезные выгоды для всех участников процессов здравоохранения: пациент может получить более лучшее обслуживание и процессы здравоохранения станут своевременными и эффективными с точки зрения затрат.

Все эти факторы не могут быть реализованы без сильной Национальной Интегрированной Информационной Системы Здравоохранения (НИИСЗ), которая обеспечивает управление всеми процессами.

Именно поэтому информатизация системы здравоохранения, соединяющая законченные процессы и ресурсы в области здравоохранения в уникальную единую и полностью прозрачную систему, принесет ключевые преимущества:

• Повышение качества услуг здравоохранения;
• Лучшее управление медицинскими учреждениями и процессами;
• Рационализация системы путем управления затратами и финансовыми потоками (меньше нагрузки на больницы путем увеличения полномочий учреждений первичного медицинского обслуживания);
• Контроль эффективности затрат, особенно в учреждениях первичного медицинского обслуживания в сельских областях ;
• Усиление финансирования и управления всей системы здравоохранения;
• Улучшение санитарно-эпидемиологического обслуживания;
• Децентрализация системы здравоохранения без снижения качества обслуживания в сельских регионах (телемедицина);
• Медицинское обслуживание на основании наилучшего опыта и накопленных знаний.
• Непрерывное профессиональное медицинское образование, в том числе на основе методов дистанционного обучения без отрыва от производства.


3.2.3. Основные части НИИСЗ

Национальная Интегрированная Информационная Система Здравоохранения (НИИСЗ) может быть поделена на 2 основные части, поддерживающие друг друга. Первая часть состоит из Интегрированной Платформы Здравоохранения (ИПЗ), которая представляет собой общую коммуникационную инфраструктуру. Вторая представляет собой внешние медицинские приложения, а также системы, которые предоставляют интерфейс для всех авторизованных участников процессов здравоохранения.



3.2.3.1. Интегрированная Платформа Здравоохранения (ИПЗ)

Интегрированная Платформа Здравоохранения (ИПЗ) должна стать основой законченной системы. Он должна быть построена на компонентах, взаимно соединяющих все подсистемы в единую общую инфраструктуру. Такой подход также позволяет при необходимости добавлять новые или отключать ненужные приложения.

Следующие компоненты являются неотъемлемыми частями платформы:

• Система управления электронными медицинскими записями (ЭМЗ) – система управления и хранения клинических данных. Это должна быть высокопроизводительная подсистема управления данными пациента и хранилище, которые используют современные ИКТ, построенные на основе открытых медицинских стандартов, предлагающие надежную интеграцию с другими компонентами. Подразумевается, что эта подсистема является центральной в НИИСЗ. Этот компонент принесет следующие преимущества для разных участников в области здравоохранения:

- Пациенту – все данные пациента надежно хранятся в одном безопасном месте и виртуально доступны в любом месте НИИСЗ. Это повысит качество медицинского обслуживания пациента независимо от того, где это обслуживание будет востребовано и предоставлено;
- Министерству Здравоохранения – на основании информации и отчетов в базе данных Электронных Медицинских Записей (ЭМЗ) повышается контроль качества медицинских услуг, определяются приоритеты для медицинских исследований, обеспечивается мониторинг и контроль здоровья населения и др;
- Государственному Санитарно-Эпидемиологическому Надзору – определяя специальные критерии и индикаторы в базе данных Электронных Медицинских Записей (ЭМЗ), система может предоставить условия для качественного мониторинга за санитарным состоянием республики и экстренного реагирования на вспышки инфекционных болезней, включая инспекцию санитарно-эпидемиологических учреждений. Это также поможет отслеживать тенденции в здравоохранении, контролировать процессы вакцинации и др.
- Департаменту защиты здоровья матери и ребенка – при помощи заданных критериев и индикаторов, база данных Электронных Медицинских Записей (ЭМЗ) предоставит возможности для обеспечения контроля и повышения качества по обслуживанию женщин фертильного возраста и детей;
- Учебные заведения – накопленные и централизованно хранящиеся в одном хранилище данные могут быть использованы в образовательных процессах и для повышения квалификации медицинского персонала и для прогнозирования профессиональных требований и планирования кадров.

• Электронный Демографический Регистр (ЭДР) – центральный демографический регистр, который может быть использован как для клинических, так и для административных задач. Создавая соединение между базой данных Электронных Медицинских Записей (ЭМЗ) и базой данных Электронного Демографического Регистра (ЭДР), можно получить единую систему хранения, открытую для обмена данными с любой авторизованной системой, использующей общую инфраструктуру и стандартные интерфейсы. Очевидно, что в такой системе может содержаться полная демографическая информация, что предоставляет ряд выгод для других ведомств при использовании ее в административных целях (организация и проведение выборов, статистический анализ и др.)

• Электронный Регистр Ресурсов (ЭРР) предоставляет возможности для современного управления широким спектром ресурсов, доступных в области здравоохранения. Этот регистр содержит информацию о техническом оснащении системы здравоохранения (рентгеновские установки и др), о медицинских кадрах (гастроэнтерологи, нейрохирурги и др.), о физических ресурсах (количество койко-мест, операционных в больницах и клиниках, и др.). Доступность подобной информации при использовании стандартных интерфейсов может значительным образом улучшить медицинское обслуживание в целом.

• Служба Терминов представляет хранилище различных стандартов медицинских записей с их кодировкой и описанием (Международная Классификация Болезней ICD10, Международная Классификация первичной медико-санитарной помощи ICPC2), используемых в здравоохранении. Служба терминов обеспечивает взаимодействие между различными медицинскими записями и их правильность и совместимость.

• Портал НИИСЗ предоставляет центральный Интернет-портал, используемый и медицинским персоналом, и пациентами для доступа к различной медицинской информации. Руководителям здравоохранения портал предоставит доступ к нормативно-правовой документации, а медицинские работники могут использовать портал для принятия медицинских решений (получить информацию о медицинских процедурах, получить доступ к базам данных и др.). Функциональность портала по интерактивному сотрудничеству предоставляет основу для телемедицины и дистанционного обучения (персональные профессиональные консультации, конференции, семинары и курсы обучения, и т.д.).

• Служба интеграции завершает структуру Интеграционной Платформы Здравоохранения (ИПЗ). Она предоставляет целостность и логичность данных, обеспечивает коммуникации между различными участниками процессов здравоохранения, доступ к информации и механизмы безопасности. Она определяет общую инфраструктуру для подключения любого числа частей системы, для создания уникальной информационной системы и, в то же время, она открыта и готова к интеграции с любой новой частью системы или службой. Основной задачей являются взаимодействия всех элементов внутри системы здравоохранения с целью предоставления качественного медицинского обслуживания.

Все базы данных и хранилища НИИСЗ являются независимыми продуктами с определенными принципами работы. Интеграция всех этих компонентов в единую комплексную систему предоставляет сильный инструмент по обеспечению свободного обмена данными, управлению информацией и оптимальному медицинскому обслуживанию. Открытость системы и ее соответствие стандартам также позволяет обеспечить подключение любой другой базы данных или системы хранения, требуемой для процессов системы здравоохранения. Более того, центральное управление системой снижает административные расходы процессов управления здравоохранением.

Создание НИИСЗ поможет увеличить число участников системы здравоохранения и других ведомств и предоставит им следующие преимущества:

• Более точная медицинская законодательная база;
• Более гибкая разработка и мониторинг учебных программ по подготовке кадров;
• Определение потребностей и планирование кадров;
• Лицензирование и сертификация поставщиков медицинских услуг;
• Достоверные демографические и статистические данные.



3.2.3.2. Внешние приложения и системы по предоставлению медицинского обслуживания

При помощи общей инфраструктуры, описанной в предыдущей главе, различные учреждения, предоставляющие медицинские услуги, и смежные ведомства могут подключиться к Интегрированной Платформе Здравоохранения (ИПЗ) и, тем самым, стать участником НИИСЗ.
Различными учреждениями, действующими в области здравоохранения, использующими внешние приложения и системы, могут быть:
• Учреждения медицинского обслуживания
• Фельдшерско-акушерские пункты;
• Сельские врачебные пункты;
• Поликлиники;
• Центральные районные больницы;
• Областные больницы;
• Центры скорой помощи;
• Городские клинические больницы;
• Биохимические лаборатории и т.д.
• Научно-исследовательские институты и Лаборатории;
• Учебные заведения (ИУВ, ВУЗы, колледжи, лицеи, техникумы и др);
• Аптеки;
• Государственный Санитарно-Эпидемический Надзор и его службы;
• Различные административные центры,
• Смежные ведомства: МВД, ГосКомСтат, МинЮст (отделы ЗАГС) и др.

Любое количество внешних приложений и систем по медицинскому обслуживанию может быть подключено к НИИСЗ, если они разработаны с учетом соответствующих стандартов, описанных в главе 3.2.1. Различные медицинские учреждения могут использовать всевозможные приложения и системы, сертифицированные уполномоченными государственными органами сертификации, например:
• Приложение «Семейный доктор» или «Врач Общей Практики (ВОП)»
• Информационная Система «Лаборатория»
• Приложение «Аптека»
• Приложение «Стоматолог»
• Информационная Система «Больница»
• Специализированные геоинформационные системы и др.

Одним из важнейших условий является то, что государство должно иметь полный контроль над различными системами от независимых поставщиков, которые будут подключаться к Национальной Интегрированной Информационной Системе Здравоохранения (НИИСЗ). На государственном уровне должна быть создана Организация для проверки качества, лицензирования и сертификации подобных систем. Она должна определять обязательные правила, условия и предпосылки, которым запрашиваемая система должна соответствовать для подключения к НИИСЗ. Это поможет сохранить процесс здравоохранения последовательным и прозрачным, в полностью контролируемой среде.




3.2.4. Описание архитектуры НИИСЗ

Национальная Интегрированная Информационная Система Здравоохранения (НИИСЗ) должна представлять собой законченное решение для системы предоставления медицинских услуг, основанное на открытой интеграционно-коммуникационной платформе, общих сервисах промежуточного ПО и специфических компонентах. Путем комбинирования и масштабирования компонентов системы, решение может использовано для широкого круга интеграционных медицинских задач. Подобное решение соединяет пациентов и медицинские учреждения из различных областей системы здравоохранения.

Интегрированная Платформа Здравоохранения (ИПЗ) должна иметь многоуровневый дизайн открытой архитектуры со всеми основными частями. Архитектура может быть поделена на несколько уровней. Самым нижним является Уровень Коммуникаций, отвечающий за связь между компонентами. Он должен быть основан на общих технологиях, таких как IP-сеть для взаимных соединений и концепции VPN (virtual private network), которая обеспечивает механизм безопасности на Транспортном Уровне. Транспортный Уровень предоставляет надежную основу для соединений и взаимодействий для обмена клиническими, финансовыми и любыми другими данными. Этот уровень обеспечивает безопасность и надежность доставки данных.

Между Уровнем Коммуникаций и Уровнем Приложений (внешние приложения и системы по медицинскому обслуживанию) расположен Уровень Системы/ Промежуточного ПО с целью оптимальной обработки процессов взаимодействия. Этот компонент предоставляет общие сервисы для приложений (с Уровня Приложений). Непосредственно перед Уровнем Коммуникаций расположен Уровень общих сервисов Промежуточного ПО. Он состоит из компонентов, обеспечивающих аутентификацию, авторизацию, регистрацию транзакций, шифрование и т.д. В общем, этот компонент предоставляет общие сервисы, которые приложения (с Уровня Приложений) могут легко использовать в обработке. Перед этим уровнем расположен еще один набор специальных сервисов, более ориентированный на медицинские задачи, но по-прежнему предоставляющий общие сервисы для приложений (с Уровня Приложений). Он содержит сервисы по управлению информацией и данными, по работе портала и т.д. Также этот уровень обеспечивает сбор, обработку и хранение данных в соответствии с высокоэффективным контролем качества информации.

Очень важно подчеркнуть, что одной из основных характеристик архитектуры является масштабируемость. Именно по этой причине НИИСЗ должна быть гибкой и настраиваемой согласно необходимых требований на любом уровне и, в то же время, должна быть приемлема для существующих медицинских процессов.




Рисунок 4. Многоуровневая архитектура





3.2.5. Безопасность

Безопасность является очень важным параметром качества и одним из ключевых факторов предоставления высококачественных медицинских услуг во всей системе. Архитектура интеграционной платформы здравоохранения должна обеспечивать приемлемое соотношение между безопасностью, полезностью и стоимость й всей системы. Архитектура системы должна позволять постепенное внедрение механизмов безопасности, путем добавления нового свойства безопасности с каждым реализуемомым этапом проекта. Имеет большое значение то, что эта архитектура подчеркивает четкое разделение между управлением медицинскими, демографическими и административными данными, что позволяет адаптировать различные механизмы безопасности по мере необходимости. Более того, компоненты и инфраструктура должны обеспечивать и поддерживать обновление механизмов безопасности независимо от причины предпосылок (законодательство, доступное финансирование, утверждение стандартов на государственном уровне, требования по формату данных и коммуникаций, и др.).


Национальная Интегрированная Информационная Система Здравоохранения (НИИСЗ) должна обеспечивать 5 основных сервисов и 2 дополнения для обеспечения высокой безопасности системы:


Рисунок 5. Сервисы безопасности

Основными сервисами безопасности являются:
• Аутентификация – процесс надежной идентификации объекта безопасности при помощи соответствующих идентификаторов и их удостоверения
• Авторизация – правила доступа к системе или преимущества выполнения некоторых задач в системе
• Безотказность (в получении данных) - свойство собственности, которое удостоверяет, что именно этот отправитель и именно этот получатель участвуют в процессе передачи данных. Безотказность отправителя подтверждает, что данные были посланы, а безотказность получателя подтверждает, что данные были получены.
• Конфиденциальность – свойство собственности, согласно которому данная информация не может быть предоставлена или раскрыта для неавторизованных лиц, предприятий, процессов
• Целостность – свойство собственности, согласно которому данные не могут быть изменены или уничтожены неавторизованным способом.

Эти пять сервисов имеют два дополнения:
• Аудит (ревизия) – процесс надежного хранения всех информационных данных для дальнейшего анализа и проверки
• Доступность – свойство собственности, согласно которому данные доступны и могут быть использованы по запросу авторизованного лица, предприятия, процесса
Недостаточность (плохое качество) любого из основных сервисов безопасности автоматически наносит ущерб или отключает другие сервисы. Например, если не обеспечивается целостность информации, то отсутствует достоверность или конфиденциальность данных, данные не могут быть использованы для аудита (ревизии).
Потеря или утечка медицинских данных пациента может рассматриваться как небольшие затраты, но поскольку нарушена неприкосновенность частной информации пациента, затраты могут рассматриваться как высокие, особенно в случае судебного разбирательства или других проблем пациента, связанных с утечкой информации. Следовательно, административные и медицинские данные пациента должны быть защищены наилучшим образом.
Строгая аутентификация и авторизация пользователей необходима для сохранения конфиденциальности данных пациента. Рекомендуется внедрить PKI-решение с сертификатами безопасности и персональными ключами для проверки пользователей НИИСЗ, а также решения с использованием цифровых подписей. Используемые в Республике Узбекистан технологии смарт-карт обеспечивают возможность поддержки сертификатов безопасности для различных приложений (банковские, медицинские и др.) При наличии разрешения дополнительного использования банковских смарт-карт со стороны банков, это решение может быть использовано и в области здравоохранения. Физическая безопасность и инструкции по эксплуатации должны гарантировать, что только авторизованный пользователь может получить доступ к медицинским и административным данным пациента. Архитектура решения должна обеспечивать высокую доступность системы и защиту от потери данных.



Внедрение всех пяти сервисов безопасности и двух дополнений на наиболее высоком возможном уровне (т.е. наиболее защищенным должно быть наиболее уязвимое место системы) является средством сокращения расходов по защите данных пациентов.

Архитектура обеспечивает безопасность по модульному принципу, доступному на всех уровнях коммуникации и обмена данными:

• Физический уровень и канальный уровень
• Сетевой уровень (Virtual private networks, VPN’s)
• Транспортный уровень (протоколы безопасности, HTTPS, SSL)
• Сеансовый уровень (идентификация, аутентификация, авторизация)
• Уровень представлений (цифровые подписи)
• Уровень приложений

Рисунок 6 показывает внедрение механизмов безопасности, выполненное на всех уровнях коммуникации и обработки данных.



Рисунок 6. Внедрение безопасности

Все эти механизмы независимы и могут быть выполнены в отдельности, например на базе таких современных технологий как смарт-карты для медицинских работников с цифровой подписью для получения данных из системы.



4. Пилотный проект

Для подтверждения правильности стратегии для Национальной Интегрированной Информационной Системы Здравоохранения, рекомендуется проведение Пилотного Проекта со сроком эксплуатации 3 месяца. В рамках проекта предполагается использование Интеграционной Платформы Здравоохранения для определенного числа Семейных Врачей (СВ) и Информационной Системы «Радиология». Необходимо иметь хотя бы несколько Семейных Врачей, поскольку именно они составляют первичный уровень медицинского обслуживания, на который нацелена реформа здравоохранения Республики Узбекистан. Если Центр Экстренной Медицинской Помощи не имеет в своем штате Семейных Врачей, то можно спланировать участие Семейных Врачей (Врачей Общей Практики, ВОП) из ближайшей Городской Поликлиники. При этом система может быть развернута на базе ЦЭМП.

Для демонстрации какая именно информация может быть предоставлена другим участникам Национальной Информационной Системы Здравоохранения, рекомендуется использование симуляторов с информацией, относящейся к санитарно-эпидемиологической службе, учреждениям общественного здравоохранения и страховым компаниям.




Рисунок 7. Пилотный Проект для Национальной Информационной Системы Здравоохранения Республики Узбекистан.




Принятые определения и сокращения


ANSI - American National Standards Institute – Американский Национальный Институт Стандартов

CEN - The European Committee for Standardization – Европейский Комитет Стандартизации

ЭМЗ – Система Электронных Медицинских Записей

ЭДР – Электронный Демографический Регистр

ЭРР – Электронный Регистр Ресурсов здравоохранения

ВОП – Врач общей практики, семейный врач

ИПЗ – Интегрированная Платформа Здравоохранения, состоящая из 6 компонентов: ЭМЗ, ЭРР, ЭДР, Портала НИИСЗ, Службы Терминов, Службы Интеграции.

НИИСЗ – Национальная Интегрированная Информационная Система Здравоохранения

HL7 – Health Level Seven – стандарт

HRR – Healthcare Resource Register.

HTTPS – The HyperText Transport Protocol (Secure), протокол защищенного обмена информацией через Интернет.

ICD - The International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems – Международная Классификация Болезней, МКБ

ИКТ – Информационно-коммуникационные технологии

ICPC – International Classification for Primary Care, Международная Классификация Первичной Медико-Санитарной Помощи, МКПМСП

SSL - Secured Sockets Layer - протокол защищенного обмена информацией через Интернет.

VPN – Virtual Private Network




Последние события

Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2024 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz