o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Концепция поэтапного перевода городской поликлинической сети первичного звена здравоохранения на принципы работы врача общей практики (городская модель ПМСП)

11.05.2009

Концепция

поэтапного перевода городской поликлинической сети первичного звена здравоохранения на принципы работы врача общей практики (городская модель ПМСП)

Утверждена приказом Министерства здравоохранения № 12 от 13 января 2006 г.

1. Обзор текущей ситуации

В структуре лечебно-профилактических учреждений городов поликлиники обеспечивают первый контакт при оказании медицинских услуг прикрепленному населению. Поликлиники обслуживают население от 15 000 до 35 000 человек, проживающих на определенной территории. Исторически сложилось так, что медицинские услуги взрослому населению и детям (0-14 лет) оказываются раздельно и обычно предоставляются отдельными поликлиниками при обслуживании одного и того же района проживания. Пациенты могут прийти на прием в поликлинику или сделать вызов своего врача на дом. Вызовы на дом могут составлять до 20 % всех контактов с пациентами. Поликлиники принимают пациентов с 08:00 до 18:00 часов шесть дней в неделю. Экстренная медицинская помощь и услуги вне рабочих часов не предоставляются. Участковые терапевты и педиатры, оказывающие первичные медицинские услуги населению, работают при поддержке “узких специалистов”. В зависимости от своей квалификации до 60 % своих пациентов они направляют к узким специалистам для установления диагноза или определения тактики лечения.

Среднее количество посещений поликлиники пациентом варьирует от 6 до 12 посещений в год. Такие высокие показатели складываются вследствие проводимых регулярных диспансерных осмотров организованного контингента населения (рабочих производств, детей дошкольного и школьного возрастов). До 60 % приемов в поликлинике приходится на детей.

Поликлиники укомплектованы медицинским оборудованием в недостаточном количестве и в основном оборудование физически и морально устаревших образцов.

Для более углубленного обследования пациенты направляются в центральную районную поликлинику или в городской диагностический центр, где предоставлено больше диагностических средств оказания медицинских услуг (УЗИ, гастроскопия, рентгеноскопия и графия). Пациенты, которым необходима госпитализация для обследования или лечения, направляются непосредственно в больницу.

Таким образом, часть пациентов, минуя поликлиники, непосредственно обращаются к узким специалистам в районные консультативные поликлиники и диагностические центры или больницы.

2. Политика здравоохранения

Охрана здоровья населения является одним из главных и важных забот нашего государства, свидетельством тому является принятый Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан Республики Узбекистан», Указ Президента Республики Узбекистан № 2107 от 10 ноября 1998 г. «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 217 от 28 сентября 2005г. «О мерах по дальнейшему реформированию системы финансирования и управления учреждений здравоохранения Республики Узбекистан».

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан»№ 2107 от 10 ноября 1998 года началось поэтапное реформирование системы здравоохранения республики. В этом же году началась реализация проекта «Здоровья-1», финансируемого за счёт средств займа Всемирного Банка.

Учитывая положительные результаты, достигнутые в ходе реализации проекта «Здоровья-1» Правительство республики приняло решение начать эксперимент/ пилотирование городской модели ПМСП в экспериментальных городских учреждениях ПМСП Яккасарайского, Учтепинского и Юнусабадского районов города Ташкента, в городах Маргилан, Самарканд и Гулистан в рамках проекта «Здоровья-2», реализуемого при финансовой поддержке Всемирного банка.

3. Подготовка поэтапного перевода городской поликлинической сети первичного звена здравоохранения на принципы работы врача общей практики

Принципы общей врачебной практики в городской местности будут внедрены поэтапно и на долгосрочной основе.

1 этап – краткосрочный до 2-х лет;

2 этап – среднесрочный до 5 лет;

3 этап – долгосрочный до 10 лет.

На первом этапе предусматривается провести анализ ситуации, разработка городской модели ПМСП и апробирование на отдельно взятых городских поликлиниках, определить временную штатно-организационную структуру городской модели ПМСП, разработать механизмы управления и финансирования городской поликлинической сети первичного звена здравоохранения, работающего на принципах общей врачебной практики.

На втором этапе предусматривается распространение апробированной городской модели ПМСП на все городские поликлиники пилотных городов, с учетом полученного опыта.

На третьем этапе предусматривается распространение городской модели ПМСП на все городские поликлиники городов республики.

4. Предлагаемая городская модель ПМСП

Предлагаемая городская модель ПМСП предусматривает следующее:

1) В соответствии с Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 217 от 28 сентября 2005г. «О мерах по дальнейшему реформированию системы финансирования и управления учреждений здравоохранения Республики Узбекистан» организовать городские экспериментальные учреждения ПМСП города Ташкента на базе поликлиник пилотных районов, а в других пилотных городах - на базе городских детских, взрослых и смешанных поликлиник с приданием им статуса юридического лица, где доступная и гарантированная государством первичная медицинская помощь населению будет оказываться врачами общей практики.

2) Оказание медицинских услуг в городских экспериментальных учреждениях ПМСП оказываются врачами общей практики (ВОП), но на начальном этапе при недостатке подготовленных ВОП группами врачей (ГВ), состоящими из врача терапевта, врача педиатра и врача акушера-гинеколога с усилением роли медицинских сестер.

3) Сохранение минимального количества узких специалистов в штате городских экспериментальных учреждений ПМСП на переходном этапе в качестве врача – консультанта и преподавателя, как для оказания соответствующих медицинских услуг, так и для обучения и укрепления практических навыков ГВ и ВОП на рабочем месте по той или иной узкой специальности.

4) Постепенное уменьшение количества узких специалистов, работающих в городских экспериментальных учреждениях ПМСП по мере роста квалификации членов ГВ и ВОП с последующим их сокращением.

5) Прием больных узкими специалистами городских экспериментальных учреждений ПМСП должен производиться строго по направлениям ГВ и ВОП, что позволит этим врачам быть в курсе медицинских проблем прикрепленных к ним семей и совместно с узкими специалистами оказывать медицинскую помощь.

6) Обучение членов ГВ по программе подготовки врачей общей практики, а медицинских сестер по программе семейных медицинских сестер.

7) Обеспечение городских экспериментальных учреждений ПМСП соответствующим медицинским, а также учебным оборудованием для организации непрерывного медицинского образования медицинского персонала.

8) Расширение объема оказываемых услуг, включая пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваемости, экстренную медицинскую помощь по мере повышения квалификации членов ГВ и ВОП.

9) Преобразование консультативных поликлиник при городских больницах в центральные городские консультативно-диагностические поликлиники (ЦГКДП) во всех пилотных городах, за исключением города Ташкента*. Если это не

возможно по объективным обстоятельствам, рекомендуется преобразовать одну из поликлиник пилотного города в ЦГКДП с дислокацией всех узких специалистов города по завершении переходного этапа. В штате ЦГКДП будут состоять только врачи узких специальностей, которые обслуживают пациентов строго по направлениям ГВ и ВОП.

10) Проведение непрерывного мониторинга и оценки результатов деятельности городских экспериментальных учреждений ПМСП.

11) Применение одной и той же модели во всех городах, независимо от количества населения.

Схема № 1

Клиническое взаимодействие между лечебно-профилактическими учреждениями в рамках городской модели ПМСП для пилотных городов (Самарканд, Гулистан, Маргилан)


*

Для города Ташкента, имея в виду его специфические особенности, предлагаемая модель будет отличаться от моделей, разрабатываемых для других пилотных городов.

Специфические особенности г.Ташкента заключаются в следующем:

город административно подразделен на районы, поэтому одна часть больниц и поликлиник подчинены горздравотделу, а другая – территориальному органу управлению здравоохранения района, тогда как в других пилотных

· городах все учреждения подчиняются одному горздравотделу, который в свою очередь подчиняется органу управления здравоохранения областного хокимията.

· Центральные районные консультативно-диагностические поликлиники (ЦРКДП) уже существуют и функционируют в каждом районе г. Ташкента как юридически самостоятельные учреждения.

· В составе городских больниц существуют кафедры медицинских институтов г. Ташкента и ведущие специалисты этих кафедр оказывают консультативно-диагностические услуги пациентам этих больниц.




Последние события

Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2024 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz