|
МЕДИЦИНСКИЙ ПОРТАЛ УЗБЕКИСТАНА |
|
Приложение № 5 к
Приказу Минздрава РУз № 600
от «29 » декабря 2007 г.
Инструкция о санитарно-гигиеническом, противоэпидемическом и дезинфекционном режимах в противотуберкулезных стационарах, (отделениях), противотуберкулезных диспансерах
1 . Общие положения
1 . 1 . Настоящая инструкция предназначена для главных врачей и персонала противотуберкулезных стационаров, диспансеров, а также для сотрудниковЦГСЭН.
1 . 2 . Противотуберкулезная больница предназначена для госпитализации и лечения больных со всеми формами туберкулеза.
1 . 3 . Противотуберкулезные стационары должны обеспечивать надежную изоляцию больных с активными формами туберкулезных заболеваний, возможность проведения диагностических, лечебных мероприятий с соблюдением надлежащего санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима для исключения внутрибольничного инфицирования как больных, так и всего обслуживающего персонала.
1 . 4 . Ответственность за выполнение данной инструкции возлагается на главного врача противотуберкулезной больницы и заведующих отделениями, в ночное время - на дежурного врача.
1 . 5 . Контроль выполнения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в стационарах (диспансерах), и оказание методической помощи возлагается на Центр Госсанэпиднадзора.
2 . Требования к территории больницы
2 . 1 . Комплекс зданий противотуберкулезной больницы должен размещаться на изолированной территории.
2 . 2 . Территория противотуберкулезного стационара должна иметь ограждениепо периметру участка с полосой зеленых насаждений, в соответствии с СанПиНом № 231-07 «Санитарные нормы и правила проектирования, строительства к эксплуатации лечебно-профилактических учреждений».
2 . 3 . Плотность застройки участка больницы и диспансера, и со стационаром,должна быть в пределах 12 –15%. Остальная территория должна быть благоустроена и озеленена.
2 . 4 . Разрыв между палатными корпусами и жилыми домами должен быть не менее 50-ти метров, туберкулезных диспансеров, без стационаров, не менее 20-ти метров.
2 . 5 . Необходимо предусмотреть удобные транспортные связи больницы с населением.
2 . 6 . На территории противотуберкулезной больницы запрещено размещение учреждений, не имеющих к ней отношения.
2 . 7 . В планировке и размещения корпусов больницы необходимо строго соблюдать изоляцию корпусов для госпитализации бациллярных больных, а также функциональных зон.
2 . 8 . Хозяйственные сооружения (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение) следует размещать на территории больницы с соблюдением санитарных разрывов, в соответствии с СанПиНом № 0231-07.
2 . 9 . Территория больницы должна иметь «чистую »и «грязную» зоны, изолированные друг от друга полосой зеленых насаждений.
2 . 10 . На выезде из «грязной» зоны должна быть предусмотрена площадка для дезинфекции транспорта.
2 . 11 . Проход персонала в здания противотуберкулезной больницы, а также выходиз них должен осуществляться из «чистой» зоны.
2 . 12 . Выписываемый (после лечения) должен выходить в «чистую» зону.
2 . 13 . Выезд на хозяйственный двор больницы должен быть отдельным от въезда больных в приемное отделение и проходить в стороне от лечебных корпусов.
2 . 14 . Выезд из паталогоанатомического корпуса больницы должен проходить в стороне от мест пребывания больных. Он может совмещаться с хозяйственным выездом.
2 . 15 . Подъездные пути и пешеходные дорожки должны быть заасфальтированыили иметь покрытие с достаточным уклоном для стока поверхностных вод в водоотводящие канавы.
2 . 16 . Через территорию противотуберкулезной больницы не должны проходить магистральные инженерные сооружения (водоснабжение, канализация, теплосеть, электросеть).
2 . 17 . Временные стоянки автотранспорта индивидуального пользования следует размещать не ближе 40 метров от здания больницы.
2 . 18 . В ночное время территория больницы должна быть освещена.
2 . 19 . Урны, установленные для сбора мусора у входов в здания, в местах отдыха и на территории (через каждые 50 м) должны очищаться от мусора ежедневно и содержаться в чистоте.
2 . 20 . Контейнеры для сбора твердых бытовых отходов должны быть обеспечены крышками, регулярно очищаться, мыться и дезинфицироваться после каждого опорожнения.
3 . Особенности приема и санитарной обработки больных
3 . 1 . В противотуберкулезный больнице прием больных проводится через приемное отделение, в котором необходимо иметь не менее 2-х смотровых кабинетов или боксов. Каждый смотровой кабинет (бокс) должен иметь самостоятельный наружный вход. Необходимо соблюдение поточности.
3 . 2 . На территории больницы устанавливаются указательные таблицы с направлением в приемное отделение.
3 . 3 . Если больной туберкулезом нуждается в лечении в реанимационном отделении, то его госпитализируют, минуя приёмное отделение.
3 . 4 . Прием больных проводят строго индивидуально.
3 . 5 . Допускается использование личной чистой одежды, при выписке личные вещи подвергаются обеззараживанию.
3 . 6 . Если выдается больничная одежда, то личные вещи собираются в специальный мешок и подвергаются камерной обработке.
3 . 7 . Транспорт, доставивший больного, подвергают обеззараживанию силами персонала больницы на территории больницы на специально отведенной площадке.
3 . 8 . Транспортные средства (автомашина, носилки) орошают из гидропульта
или тщательно двукратно протирают ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе. Проведенную дезинфекцию транспорта регистрируют записью в журнале приема больных. Водителю выдают талон за подписью дежурной медицинской сестры приемного отделения.
Таблица № 9.
4 . Распределение больных
4 . 1 . До распределения по отделениям (при необходимости) больного помещают в диагностическое отделение.
4 . 2 . Бациллярные больные, независимо от форм заболевания, госпитализируются в отдельный корпус.
4 . 1 . Больные внелегочными формами туберкулеза также госпитализируются в отдельные корпуса.
5 . Санитарно-гигиенический режим в отделениях
5 . 1 . Площадь на 1 койку должна быть не менее 9 кв.м.
5 . 2 . Расстояние койки от стены должно быть не менее 1 метра.
5 . 3 . При заполнении палат следует придерживаться этапности (одномоментное заполнение и одномоментная выписка).
5 . 4 . Текущую дезинфекцию проводят в отделениях 3 раза в день, в том числе 1 раз с применением дезинфицирующих средств. Заключительная дезинфекция с применением камерной обработки постельных принадлежностей проводится после одномоментной выписки больных.
Заключительную дезинфекцию проводит персонал больницы.
5 . 5 . Генеральную уборку в отделении (палате) проводят 1 раз в 7 дней.
5 . 8 . Промаркированный уборочный инвентарь (емкость, ветошь, мочалка, ведра и др.) для уборки палат, коридоров и туалетов дезинфицируют отдельно.
5 . 9 . Помещения проветривают не менее 4 раз в сутки, вне зависимости от сезона.
5 . 10 . В смотровых, процедурных кабинетах устанавливают бактерицидные облучатели и применяют ежедневно, после завершения манипуляций. Учет работы бактерицидных ламп ведется в журнале кварцевания.
5 . 11 . Предметы ухода за больными, включая плевательницы, обеззараживаются после каждого использования.
5 . 12 . Постельное и нательное белье, полотенце меняют 1 раз в 7 дней, после гигиенической ванны или душа и по мере загрязнения, с обязательной отметкой в истории болезни.
5 . 13 . Грязное белье больных собирают в палате в клеенчатые мешки и переносят их в специальную комнату с вытяжной вентиляцией, где сортируют по ассортименту, цветности и степени загрязнения.
5 . 14 . Разборку грязного белья производит санитарка в специально выделенной одежде (халат, косынка, клеенчатый фартук, резиновые перчатки и респиратор или маска).
5 . 15 . После отправки белья в прачечную проводят влажную уборку с применением дезинфицирующих растворов. После уборки санитарка принимает душ и переодевается.
Таблица № 9.
5 . 16 . Транспортировку грязного и чистого белья осуществляют раздельно. Специально выделенный автотранспорт, на котором перевозили грязное белье из отделений, обеззараживает дежурная медицинская сестра (санитарка) приемного отделения на специально выделенной площадке при приемном отделении.
6 . Противотуберкулезные диспансеры
6 . 1 . Противотуберкулезные диспансеры любого подчинения (городские, районные, областные, республиканские и т.д.) являются специализированными учреждениями здравоохранения, осуществляющими квалифицированную противотуберкулезную помощь населению и являющиеся организационно-методическим центром на конкретной территории.
6 . 2 . В своей деятельности противотуберкулезные диспансеры руководствуются действующими приказами, инструкциями и методическими указаниями министерства здравоохранения республики.
6 . 3 . Противотуберкулезные диспансеры городского, районного подчинения и диспансерные отделения проводят работу по участковому принципу.
6 . 4 . Профилактическая работа диспансера заключается в:
- систематическом анализе (ежемесячно, ежеквартально) эпидемической обстановки по туберкулезу на конкретной территории и эффективность проводимых противотуберкулезных мероприятий в ЛПУ;
- совместном с ЦГСЭН проведении планирования в родильных домах и других ЛПУ вакцинации и ревакцинации БЦЖ, изучение туберкулезной чувствительности путем постановки реакции Манту;
- госпитализации больных туберкулезом в стационары, особенно БК+;
- изоляции новорожденных из бациллярного очага, особенно в период формирования иммунитета после вакцинации БЦЖ;
- работе с контактными в семейном очаге: взятие их на учет, регулярном диспансерном наблюдении за ними, лабораторном обследовании контактных, организации проведения оздоровительных мероприятий в очагах туберкулезных больных по месту жительства и противоэпидемических мероприятий по месту работы совместно с территориальными органами госсанэпиднадзора;
- совместно с ЦГСЭН и ветеринарной службой проводят мероприятия по предупреждению заболевания туберкулеза среди животноводов.
Противотуберкулезные диспансеры контролируют организацию противотуберкулезной работы в ЛПУ, учреждениях, куда впервые обращаются больные как в детские ЛПУ, так и обслуживающие взрослое население.
6 . 5 . Структура противотуберкулезного диспансера:
- диспансерное отделение без стационара;
- диспансерное отделение со стационаром;
- клинико-диагностическая,бактериологическая лаборатория;
- рентгенкабинет;
- кабинет функциональной диагностики.
Диспансер имеет регистратуру для взрослого контингента и отделение для приема детей с отдельным входом от взрослого и собственной регистратурой с целью соблюдения поточности обслуживания.
Помещения диспансера должны иметь естественную вентиляцию. Большое внимание уделяется обеззараживанию воздушной среды путем кварцевания в кабинетах, манипуляционных, лабораторной службы. В лабораториях предусматривается приточно-вытяжная вентиляция.
Санитарные нормы в кабинетах для приема больных на одного врача должны быть не менее 12 кв.м. Прием взрослых и детей в одном кабинете категорически запрещается. Во всех кабинетах предусматривается подводка воды. Стены на 1,8 м покрываются кафелем или масляной краской.
В кабинетах диспансера не менее 2 раза в день проводится влажная уборка, в том числе 1 раз с применением дезинфекционных средств.
Таблица № 9
Генеральная уборка в помещениях проводится 1 раз в неделю.
Составители: Маткаримов Б.Д., Кудашева Л.В., Елисеева Т.С., Санникова В.Г., Сайлиева З.Д., Аллабергенова Н.М.
Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2011 Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft |