СанПиН № 0204-06.Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы Республики Узбекистан
26.05.2006
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы Республики Узбекистан
СанПиН № 0204-06
Издание официальное
Ташкент -2006 г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Главный Государственный
санитарный врач
Республики Узбекистан
_________ Б.И.НИЯЗМАТОВ
« 26 » 05 2006 г. |
Учреждения - Разработчики:
- НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний М3 РУз
- Республиканский центр Государственного санэпиднадзора М3 РУз
Авторы:
Ст.н.с., к.м.н. Славинская Н.В.
Ст.н.с., к.м.н. Магай М.П Земляницына И.В.
Атабаев Н.М.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, ремонте и эксплуатации автомобилей, автобусов, специальных транспортных средств и подвижных механизмов (далее автомобилей).
1.2. Санитарные правила являются обязательными для всех предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт.
1.3. Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на руководителей учреждений, проектирующих, изготовляющих ремонтирующих и эксплуатирующих автомобили.
1.4. Санитарные правила являются основой для разработки частных санитарных правил, положений и инструкций для отдельных отраслей промышленности, развивающих и дополняющих настоящие правила в части санитарных требований к конкретным автомобилям и механизмам с учётом особенностей отрасли.
1.5. Все отступления от отдельных пунктов настоящих правил должны быть согласованы в индивидуальном порядке с органами госаннадзора.
2. ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ
2.1. Оборудование кабины автомобиля (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должно обеспечивать поддержание на рабочем месте водителя оптимальных или допустимых параметров микроклимата не позднее, чем через ЗОминут после начала непрерывного движения автомобиля с перегретым двигателем. Нормативы параметров микроклимата приведены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.
Таблица 2.1.
Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей
Сезон года
|
Типы автомобилей
|
Темпера- тура воздуха, °С
|
Относи
тельная
влажность,
%
|
Скорость движения воздуха, м/с, не более
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Холодный
|
Легковые
|
21-23
|
60-40
|
0,2
|
период года
|
Грузовые и автобусы
|
18-20
|
60-40
|
0,2
|
Тёплый пе
|
Легковые
|
24-26
|
60-40
|
0,2
|
риод года
|
Г рузовые и автобусы
|
23-25
|
60-40
|
0,2
|
|
Таблица 2.2.
Допустимые нормы температуры, относительной влажности, и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и Типы автомобилей переходный периоды года
|
Температура воздуха,
|
Относительная влажность, %
|
Скорость движения воздуха, м/с, не более
|
Легковые
Грузовые и автобусы
|
20-24
17-23
|
75
75
|
0,2
0,3
|
|
Таблица 2.3.
Допустимые нормы температуры, относительной влажности, и скорости дви-
жения воздуха в кабинах автомобилей в тёплый
|
период года
|
Типы автомобилей
|
Температура воздуха, °С
|
Относительная влажность, %
|
Скорость движения воздуха, м/с, не более
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Легковые, грузовые и автобусы
|
не более чем на 3° выше средней температуры наружного воздуха в 13 г самого жаркого месяца, но не более
|
при 28° не более 55
при 27° не более 60
при 25° не более 70
при 24° и ниже не более 75%
|
от 0,2 при минимальной температуре воздуха до 1,0 при максимальной температуре воздуха
|
Легковые
|
31°
| | |
Грузовые
|
30
| | |
|
2.2. Перепад температуры воздуха в тёплый период года не должен превышать 3°С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, приведённых в таблице 2.3.
2.3. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине не более чем на 3°С.
2.4. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекленение, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облучённость водителя от стен кабины и двигателя - не более 35 Вт/м2, а от окон - не более 100 Вт/м2.
2.5. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в
кабину воздуха с тем, чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата.
2.6. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стёкол кабины.
2.7. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ
3.1. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха автомобиля должны обеспечивать поддержание на рабочем месте водителя концентрации вредных веществ в переделах допустимых величин, указанных в «Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны», действующих на территории республики Узбекистан.
Таблица 3.1
Предельно-допустимые концентрации и основные характеристики хими-
ческих веществ, присутствующих в возд
|
ухе рабочей зоны водителя
|
Химическое вещество
|
пдк
|
Агрегатное
состояние
|
Класс
опасно
сти
|
Методы контроля
|
Оксиды азота
|
5,0
|
п
|
III
|
МУ вып. I-XV №1641- 77 М. 1981 ст.64
|
Акролеин
|
0,2
|
п
|
II
|
ТУ-6 1971, МУ-18 стр. 130
|
Бензин
|
100,0
|
п
|
IV
| |
Лигроин
|
300,0
|
п
|
IV
| |
Т етраэтилсвинец
|
0,005
|
п
|
I
|
Сб. МУ-81 стр.38
|
Свинец
|
0,01
|
а
|
I
|
М. 9, вып. №9 стр. 135
|
Метанол
|
5,0
|
п
|
III
|
ТУ и МУ сб. ч. 1-1987
|
Уайт-спирт
|
300,0
|
п
|
IV
| |
Оксид углерода
|
20,0
|
п
|
IV
|
МУ, вып. I-XV №1641- 77 М.1981
|
Серный ангидрид
|
1,0
|
а
|
II
|
МУ, вып. I-XV №1641- 77 М.1981
|
Пыль растительная (х/б, древесная)
|
6,0
|
а
|
II
|
М. 1981 №1719-75 стр. 2 32
|
Формальдегид
|
0,5
|
п
|
II
|
МУ вып. 1-5 М.1981 ст. 179
|
Алифатические предельные углеводороды С-|-С 10
|
300,0
|
п
|
IV
|
МУ. вып. XX. М. 1984 стр.110
|
|
3.2. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках, карьерах и других закрытых пространствах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентрации, не превышающих предельно допустимые.
3.3. Эксплуатация в подземных выработках и закрытых пространствах автомобилей, не оборудованных средствами снижения токсичности отработанных газов и применение в качестве топлива этилированного бензина, запрещается.
4. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА, ИНФРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ
4.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА
31.5 63 125 500 1000 2000 4000 8000
100 87 79 68 65 63 61 59
Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА
31.5 63 125 500 1000 2000 4000 8000
93 79 70 58 55 52 50 49
4.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин.
4.3. Уровни общей и локальной вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин, указанных в таблицах 4.1, 4.2, 4.3.
Санитарные нормы общей вибрации для грузовых автомобилей (пол, сидение)
Среднегеометрические частоты активных полос, Гц
|
Допустимые значения виброускорения в активных полосах частот
|
м/с2
|
ДБ
|
Z0
|
Хо Y0
|
Z0
|
Хо Y0
|
1,0
|
1,12
|
0,4
|
71
|
62
|
2,0
|
0,8
|
0,4
|
68
|
62
|
4,0
|
0,56
|
0,8
|
65
|
68
|
8,0
|
0,56
|
1,6
|
65
|
74
|
16,0
|
1,12
|
3,15
|
71
|
80
|
31,5
|
2,24
|
6,3
|
77
|
86
|
63,0
|
4,50
|
12,50
|
83
|
92
|
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни
|
0,56
|
0,4
|
65
|
62
|
|
м/с* 10'^
|
ДБ
|
Z0
|
Хо Y0
|
Z0
|
Хо Y0
|
1,0
|
20,0
|
6,3
|
132
|
122
|
2,0
|
7,1
|
3,5
|
123
|
117
|
4,0
|
2,5
|
3,2
|
114
|
116
|
8,0
|
1,3
|
3,2
|
108
|
116
|
16,0
|
1,1
|
3,2
|
107
|
116
|
31,5
|
1,1
|
3,2
|
107
|
116
|
63,0
|
1,1
|
3,2
|
107
|
116
|
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни
|
1,1
|
3,2
|
107
|
116
|
|
|
Таблица 4.2
Санитарные нормы общей вибрации для легковых автомобилей и автобусов ____________________________________ (пол, сидение)_____________________________________
Среднегеометрические частоты активных полос, Гц
|
Допустимые значения по осям Z0 ,Х0, Y0
|
виброускорения
|
виброскорости
|
м/с2
|
ДБ
|
м/с2
|
ДБ
|
2,0
|
0,4
|
62
|
3,5
|
117
|
4,0
|
0,28
|
59
|
1,3
|
108
|
8,0
|
0,28
|
59
|
0,63
|
102
|
16,0
|
0,56
|
65
|
0,56
|
101
|
31,5
|
1,12
|
71
|
0,56
|
101
|
63,0
|
2,25
|
77
|
0,56
|
101
|
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни
|
0,28
|
59
|
0,56
|
101
|
|
Санитарные нормы локальной вибрации для легковых, грузовых автомобилей и автобусов
(
|
руль, рычаги управления)
|
Среднегеометрические частоты активных полос, Гц
|
Допустимые значения виброускорения и виброскорости по осям Z0 ,Х0, Y0
|
виброускорение
|
виброскорость
|
м/с2
|
ДБ
|
м/с2
|
ДБ
|
8
|
1,1
|
70
|
2,0
|
112
|
16
|
1,4
|
73
|
1,4
|
109
|
31,5
|
2,7
|
79
|
1,4
|
109
|
63
|
5,4
|
85
|
1,4
|
109
|
125
|
10,7
|
91
|
1,4
|
109
|
250
|
21,3
|
97
|
1,4
|
109
|
500
|
42,5
|
103
|
1,4
|
109
|
1000
|
85,0
|
109
|
1,4
|
109
|
Корректированные и эквивалентные корректированные значения, и их уровни
|
2,0
|
76
|
2,0
|
112
|
|
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ КАБИНЫ АВТОМОБИЛЯ
5.1. Освещённость кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.
5.2. Освещённость шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ТРУДА И ОТДЫХА
6.1. Режим каждого водителя устанавливается по согласованию с администрацией и профсоюзной организацией и учитывается в графике и маршруте движения.
6.2. Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха устанавливаются с учётом тяжести и напряженности труда, видов перевозок и погодных условий. Первый перерыв устанавливается через 2-3 часа после начала движения и в дальнейшем не реже чем через каждые два часа продолжительностью по 10 мин.
Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с медицинскими работниками, обслуживающими организацию, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения организации.
6.3. Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия, направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная минутка физкультурная пауза, психологическая нагрузка и др.)
6.4. При диспетчерских пунктах или в местах, предусмотренных графиком или маршрутом движения, должны быть организованы условия для отдыха, выполнения комплекса физических упражнений, психологической разгрузки, приёма пищи, обогрева или охлаждения в зависимости от сезона.
6.5. Перерыв для отдыха и питания устанавливается не позднее, чем через 4 часа после начала работы продолжительностью не более 45-60мин. При продолжительности смены более 8 часов может быть предусмотрен второй перерыв, не превышающий в сумме с первым двух часов.
6.6. В случаях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня.
7. ТРЕБОВАНИЯ ПО САНИТАРНО-БЫТОВОМУ И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ
7.1. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами и помещениями для лечебно-профилактических мероприятий в зависимости от характера и вида выполняемых работ, при этом следует учитывать, что в соответствии с санитарной характеристикой производственных процессов работа водителей при обслуживании движения транспортных средств относится к 2а группе, при выполнении текущих ремонтных работ к 16 группе.
7.2. На территории предприятия, организации размещаются гардеробные, душевые, умывальные, уборные, спортивно-оздоровительные комплексы, столовые, комнаты психологической разгрузки.
7.3. При диспетчерских пунктах или по маршруту движения размещаются комнаты отдыха, комнаты приёма пищи, помещения для охлаждения или обогрева, душевые, умывальные, уборные, (в зависимости от количества обслуживаемых водителей)
7.4. Гардеробные должны быть оборудованы шкафами по два отделения - для домашней и рабочей одежды.
7.5. Отделка и оборудование санитарно-бытовых помещений выполняется в соответствии с требованиями КМК 2.09.04-98 «Административные и бытовые помещения».
7.6. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь (с учётом специфики автомобиля, вида топлива, условий перевозок и т.п.) моющие средства, пригодные к употреблению на кожных покровах, щётку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горюче-смазочных материалов.
7.7. На случай выполнения ремонтных работ в рейсе водитель должен быть обеспечен спецодеждой и дерматологическими защитными средствами, лежаком (работа без лежака на земле запрещается).
7.8. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном-насосом, засасывать топливо ртом в шлаг для переливания запрещается.
7.9. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и поверку исправности средств индивидуальной защиты и спецодежды.
7.10. Водители, занятые междугородними перевозками при продолжительности рейса более одной смены, должны быть обеспечены администрацией:
а) рейсовыми чемоданами с набором посуды для принятия и приготовления пищи, портативной газовой плитой с запасным баллоном, средствами для мытья посуды, термосом не менее 2л объёмом;
б) картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха, пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания.
7.11. Администрация организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителям обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно приказу М3 Республики Узбекистан №300 от 06.06.2000г.
7.12. С целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.
7.13. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры по обеспечению рационального питания водителей: промежутки между принятиями пищи не должны превышать 4-5 часов, обязателен приём пищи за 1,5-2 часа перед началом работы и через 1-1,5 часа после окончания работы, не менее чем за 2-2,5 часа перед сном.
Соотношение между белками, жирами и углеводами должно выражаться формулой 11:30:59% или 13:30:57. При организации обедов периодически следует отдавать предпочтение супам (в летнее время - холодным), ограничивать супы с макаронными изделиями, крупой и бобами. В состав мясных блюд включать говяжьи печень и почки. Необходимо вводить в рацион рыбные и молочные продукты. Оптимальное соотношение кальция, фосфора, магния 1:1,5:0,6.
Ежедневно рекомендуется выдавать водителям витамины: А - 2мг., В-\ - 3мг., В2 - Змг., РР - 20мг., С - 150мг.
Суточная калорийность должна распределяться по отдельным приёмам пищи в зависимости от смены:
а) дневная смена - завтрак перед работой 15-20%, обед - 30-35%, полдник - 20-25%, ужин - 20-25%.
б) вечерняя смена - поздний завтрак после работы 10-25%, поздний обед дома - 30-35%, ужин дома - 20-25%, приём пищи на работе - 15-20%.
в) ночная смена - приём пищи (из 3-х блюд) в первую половину смены (700-800ккал).
8. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
8.1. Внешний шум автомобиля должен соответствовать требованиям, изложенным в таблице 8.1.
Предельно допустимые уровни внешнего шума автомобилей разных
типов
Типы автомобилей
|
Уровень шума ДБА
|
Легковые автомобили и автотранспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля
|
82
|
Грузовые и грузопассажирские автомобили, автомобили-тягачи; автомобили-фургоны с полной массой, кг.:
| |
до 3500 включ.
|
84
|
св.3500 до 12000 включ.
|
89
|
св. 12000 с двигателем мощностью:
| |
до 162 кВт. включ.
|
89
|
св. 162 кВт.
|
91
|
Автобусы полной массой, кг:
| |
до 3500 включ.
|
84
|
св.3500 с двигателем мощностью:
| |
до 162 кВт. включ.
|
89
|
св. 162 кВт.
|
91
|
|
Предельно-допустимые уровни окиси углерода и углеводородов в отра- ботавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями__________________________________
Частота вращения коленвала
|
Предельнодопустимое содержание окиси углерода, объёмная доля, %
|
Предельно-допустимое содержание углеводородов, объёмная доля, млн'1
|
для двигателей с числом цилиндров
|
до 4
|
более 4
|
п мин.*
|
1,5
|
1200
|
3000
|
п пов.*
|
2,0
|
600
|
1000
|
|
*значение частоты вращения двигателя устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей.
|
Таблица 8.3
Предельно-допустимые уровни дымности отработанных газов автомо- _________ билей с дизелями______
Автомобили
|
Дымност, %для режимов
ь, % для режимов
|
Свободного
ускорения
|
Максимальной частоты вращения вала
|
КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и их модификации
|
40
|
15
|
МАЗ, КрАЗ и их модификации с двигателями выпуска до 01.07.76.
|
60
|
15
|
|
8.2. Отработанные газы автомобилей должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 8.2 и 8.3.
8.3. При проведении технических осмотров, после ремонта двигателя и при выходе автомобиля из ремонта проводится контроль состава отработанных газов.
8.4. При эксплуатации автомобиля не допускается:
а) разлив топлива при заправке автомобиля,
б) утечка масла и слив масла на линии,
в) мойка кузова, очистка кузова и салонов в неустановленных местах,
г) проведение ремонтных работ, связанных с загрязнением окружающей среды, атмосферы, почвы и воды открытых водоёмов в неустановленных местах и помещениях.
9. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ И НОРМ
9.1 Плановый контроль за состоянием рабочей среды в кабине водителя осуществляется санитарно-профилактическими лабораториями производственных объединений и организаций, имеющих автомобильный транспорт, по согласованию с территориальными органами государственного надзора.
9.2. Лабораторные и инструментальные исследования проводятся ежегодно при аттестации рабочего места водителя, а также при смене используемого топлива, при выходе машины из ремонта и т.п. случаях.
9.3. На рабочем месте водителя замеряются:
- метеофакторы (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха),
- уровни шума (внешнего, внутреннего),
- уровни инфразвука в кабине,
- уровни вибрации (общей на рабочем месте, локальной на органах управления),
- освещённость (общая и на шкале приборов).
9.4. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля проводится с учётом вида используемого топлива:
а) бензина А-72, А-76, А-93 и т.п. - определяются концентрации алифатических предельных углеродов C1 – С10, оксид углерода, оксиды
азота, тетраэтилсвинец.
б) метилированный бензин и чистый метанол - углеводороды предельные алифатические - С10; оксид углерода, оксиды азота, метанол, формальдегид.
в) дизельное топливо - углеводороды алифатические предельные C1 – С10 оксиды углерода, оксиды азота, акролеина.
г) газовое топливо - углеводороды алифатические предельные - С10, оксиды углерода, оксиды азота, меркаптаны.
9.5. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен выключать в себя оценку запылённости.
Номер документа:
№ 0204-06.
Дата принятия:
26.05.2006
|
Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана
|