o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

СанПиН № 0204-06.Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы Республики Узбекистан

26.05.2006

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы Республики Узбекистан

СанПиН № 0204-06

Издание официальное

Ташкент -2006 г.

 
«УТВЕРЖДАЮ»
Главный Государственный
санитарный врач
Республики Узбекистан
_________ Б.И.НИЯЗМАТОВ
« 26 » 05 2006 г.

Учреждения - Разработчики:

- НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний М3 РУз

- Республиканский центр Государственного санэпиднадзора М3 РУз

Авторы:

Ст.н.с., к.м.н. Славинская Н.В.

Ст.н.с., к.м.н. Магай М.П Земляницына И.В.

Атабаев Н.М.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, ремонте и эксплуатации автомобилей, автобусов, специальных транспортных средств и подвижных механиз­мов (далее автомобилей).

1.2. Санитарные правила являются обязательными для всех пред­приятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт.

1.3. Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на руководителей учреждений, проектирующих, изготовляющих ремон­тирующих и эксплуатирующих автомобили.

1.4. Санитарные правила являются основой для разработки частных санитарных правил, положений и инструкций для отдельных отраслей промышленности, развивающих и дополняющих настоящие правила в части санитарных требований к конкретным автомобилям и механизмам с учётом особенностей отрасли.

1.5. Все отступления от отдельных пунктов настоящих правил долж­ны быть согласованы в индивидуальном порядке с органами госаннадзора.

2. ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ

2.1. Оборудование кабины автомобиля (вентиляция, отопление, те­плоизоляция, кондиционирование) должно обеспечивать поддержание на рабочем месте водителя оптимальных или допустимых параметров микроклимата не позднее, чем через ЗОминут после начала непрерыв­ного движения автомобиля с перегретым двигателем. Нормативы пара­метров микроклимата приведены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.

Таблица 2.1.

Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей

Сезон года

Типы автомобилей

Темпера- тура воз­духа, °С

Относи­

тельная

влажность,

%

Скорость движе­ния воздуха, м/с, не более

1

2

3

4

5

Холодный

Легковые

21-23

60-40

0,2

период года

Грузовые и автобусы

18-20

60-40

0,2

Тёплый пе­

Легковые

24-26

60-40

0,2

риод года

Г рузовые и автобусы

23-25

60-40

0,2

Таблица 2.2.

Допустимые нормы температуры, относительной влажности, и ско­рости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и Типы автомобилей переходный периоды года


Температу­ра воздуха,

Относитель­ная влаж­ность, %

Скорость движения воздуха, м/с, не бо­лее

Легковые

Грузовые и автобусы

20-24

17-23

75

75

0,2

0,3

Таблица 2.3.

Допустимые нормы температуры, относительной влажности, и скорости дви-

жения воздуха в кабинах автомобилей в тёплый

период года

Типы авто­мобилей

Температура возду­ха, °С

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с, не бо­лее

1

2

3

4

Легковые, грузовые и автобусы

не более чем на 3° выше средней тем­пературы наружного воздуха в 13 г само­го жаркого месяца, но не более

при 28° не более 55

при 27° не более 60

при 25° не более 70

при 24° и ниже не более 75%

от 0,2 при минималь­ной температуре воздуха до 1,0 при максимальной тем­пературе воздуха

Легковые

31°

Грузовые

30

2.2. Перепад температуры воздуха в тёплый период года не должен превышать 3°С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, при­ведённых в таблице 2.3.

2.3. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отли­чаться от температуры воздуха в кабине не более чем на 3°С.

2.4. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекленение, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облучённость водителя от стен кабины и двигате­ля - не более 35 Вт/м2, а от окон - не более 100 Вт/м2.

2.5. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в

кабину воздуха с тем, чтобы в кабине водителя обеспечивались норма­тивные параметры микроклимата.

2.6. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стёкол кабины.

2.7. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплот­нителей или ковриков.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ

3.1. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха автомобиля должны обеспечивать поддержание на рабочем месте водителя концен­трации вредных веществ в переделах допустимых величин, указанных в «Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны», действующих на территории республики Узбе­кистан.

Таблица 3.1

Предельно-допустимые концентрации и основные характеристики хими-

ческих веществ, присутствующих в возд

ухе рабочей зоны водителя

Химическое вещество

пдк

Агрегатное

состояние

Класс

опасно­

сти

Методы контроля

Оксиды азота

5,0

п

III

МУ вып. I-XV №1641- 77 М. 1981 ст.64

Акролеин

0,2

п

II

ТУ-6 1971, МУ-18 стр. 130

Бензин

100,0

п

IV

Лигроин

300,0

п

IV

Т етраэтилсвинец

0,005

п

I

Сб. МУ-81 стр.38

Свинец

0,01

а

I

М. 9, вып. №9 стр. 135

Метанол

5,0

п

III

ТУ и МУ сб. ч. 1-1987

Уайт-спирт

300,0

п

IV

Оксид углерода

20,0

п

IV

МУ, вып. I-XV №1641- 77 М.1981

Серный ангидрид

1,0

а

II

МУ, вып. I-XV №1641- 77 М.1981

Пыль растительная (х/б, древесная)

6,0

а

II

М. 1981 №1719-75 стр. 2 32

Формальдегид

0,5

п

II

МУ вып. 1-5 М.1981 ст. 179

Алифатические пре­дельные углеводороды С-|-С 10

300,0

п

IV

МУ. вып. XX. М. 1984 стр.110

3.2. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выра­ботках, карьерах и других закрытых пространствах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентрации, не превышающих пре­дельно допустимые.

3.3. Эксплуатация в подземных выработках и закрытых пространст­вах автомобилей, не оборудованных средствами снижения токсичности отработанных газов и применение в качестве топлива этилированного бензина, запрещается.

4. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА, ИНФРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ

4.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны пре­вышать 70 дБА

31.5 63 125 500 1000 2000 4000 8000

100 87 79 68 65 63 61 59

Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не долж­ны превышать 60 дБА

31.5 63 125 500 1000 2000 4000 8000

93 79 70 58 55 52 50 49

4.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин.

4.3. Уровни общей и локальной вибрации на рабочем месте водите­ля не должны превышать величин, указанных в таблицах 4.1, 4.2, 4.3.


Санитарные нормы общей вибрации для грузовых автомобилей (пол, сидение)

Среднегеометрические частоты активных полос, Гц

Допустимые значения виброускорения в ак­тивных полосах частот

м/с2

ДБ

Z0

Хо Y0

Z0

Хо Y0

1,0

1,12

0,4

71

62

2,0

0,8

0,4

68

62

4,0

0,56

0,8

65

68

8,0

0,56

1,6

65

74

16,0

1,12

3,15

71

80

31,5

2,24

6,3

77

86

63,0

4,50

12,50

83

92

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

0,56

0,4

65

62

м/с* 10'^

ДБ

Z0

Хо Y0

Z0

Хо Y0

1,0

20,0

6,3

132

122

2,0

7,1

3,5

123

117

4,0

2,5

3,2

114

116

8,0

1,3

3,2

108

116

16,0

1,1

3,2

107

116

31,5

1,1

3,2

107

116

63,0

1,1

3,2

107

116

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

1,1

3,2

107

116

Таблица 4.2

Санитарные нормы общей вибрации для легковых автомобилей и автобусов ____________________________________ (пол, сидение)_____________________________________

Среднегеометрические частоты активных полос, Гц

Допустимые значения по осям Z00, Y0

виброускорения

виброскорости

м/с2

ДБ

м/с2

ДБ

2,0

0,4

62

3,5

117

4,0

0,28

59

1,3

108

8,0

0,28

59

0,63

102

16,0

0,56

65

0,56

101

31,5

1,12

71

0,56

101

63,0

2,25

77

0,56

101

Корректированные и эквивалент­ные корректированные значения и их уровни

0,28

59

0,56

101

Санитарные нормы локальной вибрации для легковых, грузовых автомобилей и автобусов

(

руль, рычаги управления)

Среднегеометрические частоты активных полос, Гц

Допустимые значения виброускорения и виброскорости по осям Z00, Y0

виброускорение

виброскорость

м/с2

ДБ

м/с2

ДБ

8

1,1

70

2,0

112

16

1,4

73

1,4

109

31,5

2,7

79

1,4

109

63

5,4

85

1,4

109

125

10,7

91

1,4

109

250

21,3

97

1,4

109

500

42,5

103

1,4

109

1000

85,0

109

1,4

109

Корректированные и эквивалент­ные корректированные значения, и их уровни

2,0

76

2,0

112

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ КАБИНЫ АВТОМОБИЛЯ

5.1. Освещённость кабины, создаваемая светильниками общего ос­вещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.

5.2. Освещённость шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ТРУДА И ОТДЫХА

6.1. Режим каждого водителя устанавливается по согласованию с администрацией и профсоюзной организацией и учитывается в графике и маршруте движения.

6.2. Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха ус­танавливаются с учётом тяжести и напряженности труда, видов перево­зок и погодных условий. Первый перерыв устанавливается через 2-3 ча­са после начала движения и в дальнейшем не реже чем через каждые два часа продолжительностью по 10 мин.

Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов ус­танавливается по согласованию с медицинскими работниками, обслужи­вающими организацию, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения организации.

6.3. Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприя­тия, направленные на снижение нервно-психического напряжения и про­изводственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкуль­турная минутка физкультурная пауза, психологическая нагрузка и др.)

6.4. При диспетчерских пунктах или в местах, предусмотренных графиком или маршрутом движения, должны быть организованы усло­вия для отдыха, выполнения комплекса физических упражнений, психо­логической разгрузки, приёма пищи, обогрева или охлаждения в зависи­мости от сезона.

6.5. Перерыв для отдыха и питания устанавливается не позднее, чем через 4 часа после начала работы продолжительностью не более 45-60мин. При продолжительности смены более 8 часов может быть предусмотрен второй перерыв, не превышающий в сумме с первым двух часов.

6.6. В случаях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня.

7. ТРЕБОВАНИЯ ПО САНИТАРНО-БЫТОВОМУ И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ

7.1. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены сани­тарно-бытовыми помещениями и устройствами и помещениями для ле­чебно-профилактических мероприятий в зависимости от характера и ви­да выполняемых работ, при этом следует учитывать, что в соответствии с санитарной характеристикой производственных процессов работа во­дителей при обслуживании движения транспортных средств относится к 2а группе, при выполнении текущих ремонтных работ к 16 группе.

7.2. На территории предприятия, организации размещаются гарде­робные, душевые, умывальные, уборные, спортивно-оздоровительные комплексы, столовые, комнаты психологической разгрузки.

7.3. При диспетчерских пунктах или по маршруту движения разме­щаются комнаты отдыха, комнаты приёма пищи, помещения для охлаж­дения или обогрева, душевые, умывальные, уборные, (в зависимости от количества обслуживаемых водителей)

7.4. Гардеробные должны быть оборудованы шкафами по два отде­ления - для домашней и рабочей одежды.

7.5. Отделка и оборудование санитарно-бытовых помещений вы­полняется в соответствии с требованиями КМК 2.09.04-98 «Администра­тивные и бытовые помещения».

7.6. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь (с учётом специфики автомобиля, вида топлива, условий перево­зок и т.п.) моющие средства, пригодные к употреблению на кожных по­кровах, щётку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горюче-смазочных материалов.

7.7. На случай выполнения ремонтных работ в рейсе водитель дол­жен быть обеспечен спецодеждой и дерматологическими защитными средствами, лежаком (работа без лежака на земле запрещается).

7.8. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплек­тованы шлангом с сифоном-насосом, засасывать топливо ртом в шлаг для переливания запрещается.

7.9. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и поверку исправности средств индивидуальной защиты и спецодежды.

7.10. Водители, занятые междугородними перевозками при продол­жительности рейса более одной смены, должны быть обеспечены адми­нистрацией:

а) рейсовыми чемоданами с набором посуды для принятия и приго­товления пищи, портативной газовой плитой с запасным баллоном, средствами для мытья посуды, термосом не менее 2л объёмом;

б) картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов от­дыха, пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания.

7.11. Администрация организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителям обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно приказу М3 Республики Узбекистан №300 от 06.06.2000г.

7.12. С целью выявления больных водителей и водителей, находя­щихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстране­нием их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.

7.13. Администрация автотранспортного предприятия должна при­нимать меры по обеспечению рационального питания водителей: про­межутки между принятиями пищи не должны превышать 4-5 часов, обя­зателен приём пищи за 1,5-2 часа перед началом работы и через 1-1,5 часа после окончания работы, не менее чем за 2-2,5 часа перед сном.

Соотношение между белками, жирами и углеводами должно выра­жаться формулой 11:30:59% или 13:30:57. При организации обедов пе­риодически следует отдавать предпочтение супам (в летнее время - хо­лодным), ограничивать супы с макаронными изделиями, крупой и боба­ми. В состав мясных блюд включать говяжьи печень и почки. Необходи­мо вводить в рацион рыбные и молочные продукты. Оптимальное соот­ношение кальция, фосфора, магния 1:1,5:0,6.

Ежедневно рекомендуется выдавать водителям витамины: А - 2мг., В-\ - 3мг., В2 - Змг., РР - 20мг., С - 150мг.

Суточная калорийность должна распределяться по отдельным приёмам пищи в зависимости от смены:

а) дневная смена - завтрак перед работой 15-20%, обед - 30-35%, полдник - 20-25%, ужин - 20-25%.

б) вечерняя смена - поздний завтрак после работы 10-25%, поздний обед дома - 30-35%, ужин дома - 20-25%, приём пищи на работе - 15-20%.

в) ночная смена - приём пищи (из 3-х блюд) в первую половину смены (700-800ккал).

8. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

8.1. Внешний шум автомобиля должен соответствовать требовани­ям, изложенным в таблице 8.1.


Предельно допустимые уровни внешнего шума автомобилей разных

типов

Типы автомобилей

Уровень шума ДБА

Легковые автомобили и автотранспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля

82

Грузовые и грузопассажирские автомобили, автомоби­ли-тягачи; автомобили-фургоны с полной массой, кг.:

до 3500 включ.

84

св.3500 до 12000 включ.

89

св. 12000 с двигателем мощностью:

до 162 кВт. включ.

89

св. 162 кВт.

91

Автобусы полной массой, кг:

до 3500 включ.

84

св.3500 с двигателем мощностью:

до 162 кВт. включ.

89

св. 162 кВт.

91


Таблица 8.2.


Предельно-допустимые уровни окиси углерода и углеводородов в отра- ботавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями__________________________________

Частота вра­щения колен­вала

Предельно­допустимое содер­жание окиси угле­рода, объёмная до­ля, %

Предельно-допустимое содержа­ние углеводородов, объёмная доля, млн'1

для двигателей с числом цилинд­ров

до 4

более 4

п мин.*

1,5

1200

3000

п пов.*

2,0

600

1000


*значение частоты вращения двигателя устанавливают в техниче­ских условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей.


Таблица 8.3

Предельно-допустимые уровни дымности отработанных газов автомо- _________ билей с дизелями______

Автомобили

Дымност, %для режимов

ь, % для режимов

Свободного

ускорения

Максимальной час­тоты вращения вала

КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и их модификации

40

15

МАЗ, КрАЗ и их модификации с двига­телями выпуска до 01.07.76.

60

15


8.2. Отработанные газы автомобилей должны соответствовать тре­бованиям, изложенным в таблицах 8.2 и 8.3.

8.3. При проведении технических осмотров, после ремонта двига­теля и при выходе автомобиля из ремонта проводится контроль состава отработанных газов.

8.4. При эксплуатации автомобиля не допускается:

а) разлив топлива при заправке автомобиля,

б) утечка масла и слив масла на линии,

в) мойка кузова, очистка кузова и салонов в неустановленных мес­тах,

г) проведение ремонтных работ, связанных с загрязнением окру­жающей среды, атмосферы, почвы и воды открытых водоёмов в неуста­новленных местах и помещениях.

9. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ И НОРМ

9.1 Плановый контроль за состоянием рабочей среды в кабине во­дителя осуществляется санитарно-профилактическими лабораториями производственных объединений и организаций, имеющих автомобиль­ный транспорт, по согласованию с территориальными органами госу­дарственного надзора.

9.2. Лабораторные и инструментальные исследования проводятся ежегодно при аттестации рабочего места водителя, а также при смене используемого топлива, при выходе машины из ремонта и т.п. случаях.

9.3. На рабочем месте водителя замеряются:

- метеофакторы (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха),

- уровни шума (внешнего, внутреннего),

- уровни инфразвука в кабине,

- уровни вибрации (общей на рабочем месте, локальной на органах управления),

- освещённость (общая и на шкале приборов).

9.4. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля проводится с учётом вида используемого топлива:

а) бензина А-72, А-76, А-93 и т.п. - определяются концентрации алифатических предельных углеродов C1 – С10, оксид углерода, оксиды

азота, тетраэтилсвинец.

б) метилированный бензин и чистый метанол - углеводороды пре­дельные алифатические - С10; оксид углерода, оксиды азота, мета­нол, формальдегид.

в) дизельное топливо - углеводороды алифатические предельные C1 – С10 оксиды углерода, оксиды азота, акролеина.

г) газовое топливо - углеводороды алифатические предельные - С10, оксиды углерода, оксиды азота, меркаптаны.

9.5. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен вы­ключать в себя оценку запылённости.


Номер документа:  № 0204-06.
Дата принятия:  26.05.2006

Последние события

Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2018 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 267-00-77
Fax.: +998 (71) 267-00-77
e-mail:
info@mednetsoft.uz