21.04.2021
Пандемия заставила граждан России поверить в возможности цифровой медицины
Прошедший год стал, пожалуй, самым сложным для системы здравоохранения. Кроме запланированного создания единого цифрового контура, приходилось решать множество неожиданно возникших задач, связанных с распространением эпидемии коронавируса. О том, к чему это привело, говорили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «ИКТ в здравоохранении 2021».
Единый цифровой контур
О том, как создается единый цифровой контур здравоохранения, рассказал Павел Пугачев, замминистра здравоохранения РФ. На федеральном уровне реализуется три слоя цифрового контура. Первый – это персонифицированные регистры: регистр по основным заболеваниям, регистр льготного лекарственного обеспечения, регистр медицинских организаций/медицинских работников. На нижнем уровне – системы сбора информации, геоинформационная подсистема– это «технологический» слой. «Сетевой» слой– нормативно-справочная информация, федеральная электронная регистратура, реестр электронных медицинских документов. Это экосистема цифровых сервисов, которая позволяет медицинским организациям взаимодействовать между собой и формировать набор данных на федеральном уровне.
Важным блоком являются вертикально-интегрированные медицинские информационные системы (ВИМИС), которые по отдельным группам заболеваний позволяют собирать качественную информацию и формировать единые подходы к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций.
На региональном уровне прежде всего создаются электронная регистратура, подсистемы управления льготным лекарственным обеспечением и скорой медицинской помощью. «Это те блоки, которые должны быть реализованы в рамках предоставляемых регионам субсидий», — рассказал на конференции Павел Пугачев.
Показатели, которые были запланированы программой информатизации здравоохранения на 2020 г., успешно выполнены, несмотря на пандемию. На основании результатов 2020 г. Минздрав провел оценку цифровой зрелости субъектов РФ. Учитывались состояние инфраструктуры, взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ, предоставление электронных сервисов в личном кабинете «Мое здоровье», уровень внедрения централизованных подсистем ГИС, возможности межведомственного взаимодействия. Подобные рейтинги теперь будут составляться ежегодно, подчеркнул Павел Пугачев.
Цифровой контур в здравоохранении
Источник: Минздрав, 2021
В ближайшие годы к цифровому контуру будут подключены частные медорганизации. Это позволит объединить все данные о здоровье в единой системе.
В 2021 году Минздрав заканчивает формирование федерального регистра граждан льготных категорий. В прошлом году проводились пилотные проекты по внедрению ВИМИС «Онкология», «Сердечно-сосудистые заболевания», «Акушерство, гинекология и неонатология». В 2021 г. начнется их масштабирование в субъектах РФ. В ближайшее время в трех субъектах РФ в пилотном режиме будет запущено мобильное приложение «Мое здоровье», с помощью которого можно будет воспользоваться цифровыми сервисами здравоохранения. В течение года такая возможность появится у всех граждан Российской Федерации.
К 2024 г. почти 2/3 (63%) граждан будут записываться на прием врачу дистанционно. 80% пользователей портала госуслуг (ЕПГУ) смогут получить медицинские документы в электронном виде в личном кабинете «Мое здоровье». Информация обо всех случаях оказания медпомощи будет поступать в ЕГИСЗ.
Составляющие единого цифрового контура
Создание единого цифрового контура здравоохранения подразумевает обмен информацией между различными медучреждениями, между медучреждениями и региональными системами, между региональными системами и федеральным уровнем. О том, как организовать этот процесс, рассказал Андрей Дюков, руководитель отдела продаж и развития «Нетрика Медицина».
В предлагаемой компанией платформе «N3.Здравоохранение» унификация, проработка структур данных и API происходит через международный стандарт HL7 FHIR. Его использование помогает избежать ошибок проектирования и предугадать потребности проекта и заказчика, которые не видны на ранней стадии, но возникнут через год или два при развитии проекта. В качестве нормативно-справочной информации (НСИ) используются рекомендованные Минздравом, ФФОМС и ТФОМС, а также фактически используемые в информационных системах справочники. При отсутствии необходимой НСИ регион может взять на себя ответственность по ведению собственного справочника.
После разработки и внедрения сервисов регионы получают возможность контролировать показатели Единого цифрового контура, цифровой зрелости, выполнение региональных планов цифровизации. Также в короткие сроки могут быть получены любые дополнительные аналитические срезы.
Архитектура информационного взаимодействия
Источник: Нетрика Медицина, 2021
Андрей Дюков дал несколько рекомендаций в области цифровизации здравоохранения. По его мнению, в повседневной работе людям нужны простые инструменты. Они должны быть доступны не только на региональном уровне, а в их разработку должны быть вовлечены разработчики МИС, врачи, пациенты. Что касается рейтингов, то в них очень важна регулярность и прозрачность.
«Медицинская информационная система (МИС) — не просто программа для автоматизации работы медучреждения, а решение для включения отдельного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), сети клиник или целого региона в единую цифровую экосистему», — начал свое выступление Степан Лебеденко, директор по региональному развитию «Смарт Дельта Системс». В коммерческих медучреждениях вокруг МИС построены все информационные потоки, в государственных ЛПУ значимая часть информационного обмена связана с собственной или региональной МИС.
Реализованные сервисы МИС для различных ЛПУ