o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Университет для великих компаний

12.02.2018

Университет для великих компаний

Чтобы университеты стали предпринимательскими, понадобится инфраструктура для доводки технологий, привлечение в университетский контур предпринимателей, а перед университетским руководством должны быть поставлены не только наукометрические, но и экономические КПЭ

Начну со ставшей популярной в последние десятилетия максимы: «Великие компании рождаются благодаря великим университетам». Действительно, ряд фирм с многомиллиардной капитализацией, появившиеся в последние время, происхождением своим так или иначе обязаны нескольким самым мощным университетам США — прежде всего речь идет о Стэнфорде и MIT.

В Европе дела обстоят поскромнее, но связь университетов и глобального конкурентоспособного бизнеса там тоже хорошо прослеживается, особенно в Германии; сильно в этом направлении продвинулись Южная Корея и Китай. Россия, несмотря на заявку о следовании тем же путем, пока не может похвастаться даже скромными результатами.

Мне кажется, интересно посмотреть, чего нам не хватает, на примере нашей фирмы — быстрорастущей и вполне успешной, получившей статус национального чемпиона, но по мировым меркам пока небольшой. Фирмы, которая не просто появилась внутри самого сильного российского университета, МГУ, но и продолжает существовать и развиваться в неразрывной связи со своей alma mater.

Сначала стоит посмотреть, какие вообще типы университетов присутствуют сегодня на карте мира. Приведу условную, но важную для понимания моих дальнейших рассуждений классификацию.

Первый тип — гумбольдтовский классический университет, объединяющий образование и научные исследования. Он не просто дает знания, но и учит их добывать, непосредственно передавая это мастерство от профессора-исследователя студенту или аспиранту. У нас самый яркий представитель этого типа — МГУ.

Второй тип университета, появившийся в наполеоновскую эпоху, — политехническая школа, в задачи которой входит подготовка инженерных кадров высшей квалификации и участие в создании новых технологий. Из российских примеров можно вспомнить Бауманку или Томский политех.

Третий тип университета я бы обозначил как проектный, он может совмещать в себе черты классического гумбольдтовского университета и политехнической школы, но главная его черта — он создан для реализации конкретного проекта, обеспечения его идеями и кадрами. МИФИ и отчасти наш знаменитый Физтех — примеры проектных университетов.

Четвертый тип стал проявляться буквально в последние десятилетия — это университет предпринимательского типа, объединяющий все лучшие черты предыдущих типов — умение обучить генерации новых знаний, способность довести их до технологий, сфокусироваться на реализации проекта, но еще и создать бизнес, благодаря которому и появляются конкурентоспособные компании. В России таких пока нет.

Университеты всех типов я бы проранжировал еще и по масштабу влияния: мирового уровня, странового, регионального. Тезис мой следующий: великие компании появляются из предпринимательских университетов мирового уровня. Поэтому, если у вас в наличии только университеты первых трех типов, пусть даже мирового уровня, для создания глобального технологического бизнеса вам все-таки чего-то не хватает.

Вернусь к примеру нашей компании. Благодаря МГУ мы были обеспечены исследователями мирового уровня, у нас не было недостатка в блестящих разработческих идеях, но довести хотя бы часть из них до технологий, не говоря уже о продуктах, не было никакой возможности. Требовалась инфраструктура: испытательные стенды, инжиниринговый центр для проектирования производственного оборудования, сертификационный центр, инженеры-технологи, которых наш химфак не готовил. Ну а далее нам нужны были маркетологи, менеджеры проектов, финансисты. И такие специалисты готовятся в классических гумбольдтовских университетах — это их неоспоримое преимущество. Но еще нам нужны были предприниматели-менторы, которые вышли бы из стен МГУ, но остались бы в зоне его притяжения и с удовольствием поделились опытом со следующей генерацией начинающих предпринимателей.

В начале 1990-х ничего этого не было, и на воссоздание всех недостающих звеньев приходилось тратить ресурсы нашей маленькой компании. Она, конечно, несмотря на это, росла, росла быстро, но сегодня я уверен, что могла бы расти еще быстрее. По сути, мы за двадцать лет заполнили собой лакуну между блестящим классическим гумбольдтовским университетом и университетом предпринимательским, только сделали это в пилотном, «пробном» режиме в зоне углеродных материалов. Сегодня у нас есть и испытательные стенды, и сертификационные центры, и опытное и промышленное производство. Наряду с учеными мы начинаем готовить технологов, подступаемся к задаче подготовки управленцев. А главное, мы стали теми самыми предпринимателями, которые не ушли из университета и готовы делиться своим опытом.

Пока, с сожалением должен констатировать, наш предпринимательский опыт мало востребован, масштабировать его не удается. Сегодня российские университеты поглощены выполнением гумбольдтовских, по сути, КПЭ — количество публикаций, индекс Хирша и т. п. Это, конечно, важные вещи, необходимые для развития университетской науки, без которой не будет ни завтрашних технологий, ни послезавтрашних бизнесов. Однако этого явно недостаточно: Scopus и Web of Science не гарантируют появления великих фирм. Присмотритесь к выдающимся американским университетам. Чтобы хотя бы приблизиться к ним, понадобятся как минимум три вещи: инфраструктура для доводки технологий, привлечение в университетский контур предпринимателей, на комфортных для них условиях и, last but not least, постановка перед университетским руководством необходимости решения не только наукометрических, но и экономических задач.

 

Источник:  stimul.online



Возврат к списку


Комментарии


Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2024 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz