В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с
Законом РУз от 15.04.1999 г. N 772-I,
Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II
I. Общие положения (Статьи 1-12)
II. Правовая охрана здоровья граждан (Статьи 13-28)
III. Медико-социальная помощь гражданам (Статьи 29-35)
IV. Медицинская экспертиза (Статьи 36-40)
V. Медицинские и фармацевтические работники (Статьи 41-43)
VI. Заключительные положения (Статьи 44-47)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство об охране здоровья граждан
Статья 2. Основные задачи законодательства об охране здоровья граждан
Статья 3. Основные принципы охраны здоровья граждан
Статья 4. Компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны здоровья граждан
Статья 5. Компетенция Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
Статья 6. Компетенция органов государственной власти на местах в области охраны здоровья граждан
Статья 7. Система здравоохранения
Статья 8. Государственная система здравоохранения
Статья 9. Финансирование государственной системы здравоохранения
Статья 10.Частная и другие системы здравоохранения
Статья 11.Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, а также физическим лицам, занимающимся медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 12.Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Статья 1. Законодательство об охране здоровья граждан
Законодательство обохране здоровья граждан состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.
Правовые отношенияв области охраны здоровья граждан в Республике Каракалпакстан регулируются такжеи законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательстве об охране здоровья граждан, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные задачи законодательства
об охране здоровья граждан
Основными задачами законодательства об охране здоровья граждан являются:
- обеспечение гарантий прав граждан на охрану здоровья со стороны государства;
- формирование здорового образа жизни граждан;
- правовое регулирование деятельности государственных органов, предприятий, учреждений,организаций, общественных объединенийв области охраны здоровья граждан.
Статья 3. Основные принципы охраны здоровья граждан
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
- соблюдение прав человека в области охраны здоровья;
- доступность медицинской помощи для всех слоев населения;
- приоритет профилактических мер;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- единство медицинской науки и практики.
Статья 4. Компетенция Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области охраны здоровья граждан
Кабинет Министров Республики Узбекистан осуществляет:
- защиту прав человека в области охраны здоровья;
- государственную политику в области охраны здоровья граждан;
- утверждение и финансирование программпо развитию здравоохранения и медицинской науки;
- управление государственной системой здравоохранения;
- контроль за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия;
- реализацию мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование граждан об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
- установление единой системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;
- утверждение базовых программ медицинского страхования граждан Республики Узбекистан;
- определение льгот отдельным группам граждан воказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении;
- координацию и контроль деятельности органов государственного управления, хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан, охраны семьи, материнства и детства;
- другие полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 5. Компетенция Министерства здравоохранения
Республики Узбекистан
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:
- разрабатывает нормативную базу здравоохранения и медицинского страхования, государственных стандартов качества здравоохранения и осуществляет контроль за их соблюдением всеми медицинскими учреждениями;
- реализует целевые государственные программы в сфере охраны здоровья граждан;
- финансирует за счет бюджетных средств первичнуюмедико-санитарную помощь населению в пределах гарантированного государством объема;
- осуществляет сертификацию иаккредитациюлечебно-профилактических и аптечных учреждений;
- выдает лицензии врачамна занятие частной медицинской практикой,фармацевтам на занятиечастной фармацевтической деятельностью;
- регулирует уровень тарифов на медицинские услуги;
- осуществляет стандартизацию исертификацию лекарственных средств и препаратов, разрешенных к применению на территории Республики Узбекистан;
- осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от 15.04.1999 г. N 772-I).
Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, издаваемыев пределах его компетенции, по лечебно-профилактическим, санитарно-противоэпидемическим, радиационным, экологическим вопросам, обязательным для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и физическими лицами на территории Республики Узбекистан.
Статья 6. Компетенция органов государственной власти
на местах в области охраны здоровья граждан
К ведению органов государственной власти на местах относятся:
- защита прав человека в области охраны здоровья;
- обеспечение исполнения законодательства вобласти охраны здоровья граждан;
- формирование органов управления,развитие сети учреждений системы здравоохранения;
- организация первичной медико-санитарной имедико-социальной помощи, обеспечение их доступности, контроль за соблюдением клинико-статистических стандартов качества медицинской помощи,обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
- формирование собственных источников для финансирования расходов на здравоохранение;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;
- охрана окружающей средыи обеспечение экологической безопасности;
- реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование граждан об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
- координация и контроль деятельности органов, учрежденийи предприятий системы здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи учреждениями здравоохранения;
- создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в медико-социальной защите;
- реализация мер по охране семьи, материнства и детства;
- организациясанитарно-гигиеническогои экологического образования граждан;
- создание условий, стимулирующих развитие частной и других систем здравоохранения; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 15.04.1999 г. N 772-I)
- осуществление другихполномочий в соответствии с законодательством;
Статья 7. Система здравоохранения
В Республике Узбекистан действуетединая система здравоохранения, котораяпредставляет собой совокупность государственной, частной и других систем здравоохранения.
Статья 8. Государственная система здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Каракалпакстан, органы управления здравоохранением областей, города Ташкента, их подразделения в городах и районах. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения,учебные заведения поподготовке и переподготовке медицинских и фармацевтических работников, фармацевтические предприятия и организации, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники, а также иные предприятия, учреждения и организации, основная деятельность которых связана с охраной здоровья граждан.
В государственную систему здравоохранения входят клиники научно-исследовательскихинститутов,лечебно-профилактические и аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями.
Лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения оказывают гарантированную государствоммедицинскую помощь населению бесплатно. Объем и порядок оказания бесплатной медицинской помощи устанавливаются законодательством. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 15.04.1999 г. N 772-I).
Медицинские и иные услуги сверх установленного государством гарантированного объема медицинской помощи являются дополнительными и оплачиваются населением в установленном порядке. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 15.04.1999 г. N 772-I).
Статья 9. Финансирование государственной системы здравоохранения
Источниками финансирования государственной системы здравоохранения являются:
- средства государственного бюджета;
- средства медицинского страхования;
- средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
- средства лечебно-профилактических учреждений, полученные за оказание медицинской помощи сверх гарантированного государством объема и за оказание платных услуг; (Абзац введен в соответствии с Законом РУз от 15.04.1999 г. N 772-I)
Абзацы пятый, шестой, седьмой считать шестым, седьмым, восьмым в соответствии с Законом РУз от 15.04.1999 г. N 772-I
- добровольные и благотворительные взносыучреждениям здравоохранения от предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и физических лиц;
- кредиты банков;
- иные источники, не запрещенные законодательством.
Статья 10. Частная и другие системы здравоохранения
К частнойи другим системамздравоохранения относятся физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, лечебно-профилактические, аптечные учреждения и предприятия по выпуску медицинской и фармацевтической продукции, финансируемые частнымипредприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями, а также из иных источников, не запрещенных законодательством.
Лечебно-профилактические учреждения, относящиеся к частной и другим системам здравоохранения, оказывают медицинские услуги отдельным группам гражданбесплатно. Объем, перечень, порядок оказания и компенсация таких услуг устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 15.04.999 г. N 772-I)
Статья 11. Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, а также физическим лицам, занимающимся медицинской и фармацевтической деятельностью
Предприятия, учреждения и организации здравоохранения, а также физические лица могут осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность при наличии лицензии.
Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, частной и других систем здравоохранения устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 12. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами санитарно-гигиенических ипротивоэпидемическихмероприятий в соответствии с законодательством.
II. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
Статья 13. Право граждан на охрану здоровья
Статья 14. Право иностранных граждан, лиц без гражданства на охрану здоровья
Статья 15. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Статья 16. Право граждан на медико-социальную помощь
Статья 17. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности
Статья 18. Охрана здоровья семьи
Статья 19. Права несовершеннолетних
Статья 20. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную и альтернативную службу и поступающих на военную службу по контракту
Статья 21. Права граждан пенсионного возраста
Статья 22. Права инвалидов
Статья 23. Права граждан, пострадавших при чрезвычайной ситуации
Статья 24. Права пациента
Статья 25. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Статья 26. Согласие на медицинское вмешательство
Статья 27. Отказ от медицинского вмешательства
Статья 28. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Статья 13. Право граждан на охрану здоровья
Граждане Республики Узбекистан обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от возраста, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Государство гарантирует гражданам защиту отдискриминации, независимо от наличия у них любых форм заболеваний. Лица, виновные в нарушении этогоположения, несут ответственность впорядке, установленном законом.
Статья 14. Право иностранных граждан, лиц без гражданства на охрану здоровья
Иностранным гражданам, находящимся на территории Республики Узбекистан, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.
Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан.
Порядок оказания медицинской помощи лицам, указанным в частях первой ивторой настоящей статьи,определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Статья 15. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации офакторах, влияющих на состояние здоровья, включая информацию осанитарно-эпидемиологическомблагополучии территории проживания, рациональных нормах питания, о товарах, работах, услугах, их безопасности, соответствии санитарным нормам и правилам.
Статья 16. Право граждан на медико-социальную помощь
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, санаторно-курортную, протезно-ортопедическую и другие виды помощи, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими работниками и иными специалистами.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своихличных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.
Отдельные категории граждан имеют право на льготное обеспечение протезами,ортопедическими,корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Граждане имеютправо на медицинскую экспертизу в специализированных учреждениях здравоохранения, труда и социальной защиты населения. (Часть в редакции Закона РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
Статья 17. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности
В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работникипроизводств и отдельных профессий, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан,проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. (Часть в редакции Закона РУз от 15.04.1999 г. N 772-I)
Гражданин по состоянию здоровья может быть временно или постоянно признаннепригодным к выполнениюотдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медицинских комиссийв соответствии сперечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Перечень медицинскихпротивопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности связанной с источникомповышенной опасности, устанавливается Министерством здравоохранения совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и Советом Федерации профсоюзов Узбекистана не реже одного раза в пять лет. (Часть в редакции Закона РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
Работодатели несутответственность за своевременность прохождения своими работниками обязательных медицинских осмотров и за вредные последствия для здоровья граждан, вызванные допуском к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр, в соответствии с законом.
Статья 18. Охрана здоровья семьи
Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам брачных и семейных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждения государственной системы здравоохранения.
Каждая семья имеет право на выбор семейного врача.
Семьи, имеющие детей, пользуются правом на льготы в области охраны здоровья граждан, устанавливаемые законодательством.
При стационарном лечении детей в возрасте до трех лет, а также тяжелобольных детей старших возрастов, нуждающихся по заключению врачей в дополнительном уходе, одному из родителей или иному члену семьи, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, предоставляется возможность находиться вместе с ним в лечебном учреждении и выдается листок нетрудоспособности.
Статья 19. Права несовершеннолетних
Права несовершеннолетних на охрану здоровья обеспечиваются государством созданиемнаиболее благоприятных условийдля их физического, духовного развития, профилактики заболеваний, а также организацией медицинского обслуживания в дошкольных, школьных и иных учреждениях.
Несовершеннолетние имеют право на:
- диспансерное наблюдение и лечение в детских и подростковых лечебно-профилактическихучреждениях в порядке,устанавливаемом Министерством здравоохранения;
- санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья;
- бесплатную медицинскую консультацию за счет бюджетных средств при определении профессиональной пригодности;
- получение необходимой информации осостоянии здоровья в доступной для них форме.
Несовершеннолетние в возрасте старше четырнадцати лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. (Часть в редакции Закона РУз от 15.04.1999 г. N 772-I)
Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих,могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет бюджетных средств, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.
Нарушение прав и интересов несовершеннолетних родителями или другими лицами, на попечении которых они находятся, уклонение от воспитания, жестокое обращение, наносящее вредздоровью несовершеннолетних, влекут ответственность в порядке, установленном законом.
Статья 20. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную и альтернативную службу и поступающих на военную службу по контракту
Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
Граждане, подлежащие призыву на военную и альтернативную службу или поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских показаний, дающих право на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Статья 21. Права граждан пенсионного возраста
Гражданам, достигшим возраста, дающего право на пенсионное обеспечение, предоставляется медико-социальная помощь в учреждениях государственной системы здравоохранения, труда и социальной защиты населения. (Часть в редакции Закона РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
Медико-социальная помощьвключает в себястационарно-амбулаторное лечение, оздоровление всанаториях и домахотдыха, обслуживание одиноких престарелых на дому и в домах-интернатах.
Граждане пенсионноговозраста на основании медицинского заключения имеют право на реабилитацию за счет средств социального страхования, органов труда и социальной защиты населения и засчет средств предприятий, учреждений иорганизаций в соответствии с законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
Статья 22. Права инвалидов
Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, на все виды реабилитации, обеспечение лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.
Инвалиды имеют право на бесплатную медико-санитарную помощь в учреждениях государственной системыздравоохранения, труда и социальной защиты населения, уход на дому, а одинокие инвалиды, нуждающиесяв постороннем уходе, инвалиды с хроническими психическими заболеваниями - на содержание в учреждениях труда и социальной защиты населения. (Часть в редакции Закона РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются законодательством.
Статья 23. Права граждан, пострадавших при чрезвычайной ситуации
Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи и восстановительного лечения, проведение гигиенических ипротивоэпидемическихмероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья.
Гражданам, пострадавшим приспасении людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, гарантируются бесплатное лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации, а также материальная компенсация в порядке, установленном законодательством.
Статья 24. Права пациента
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
- выбор врача и лечебно-профилактического учреждения;
- обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;
- сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
- добровольное согласие или отказ от медицинского вмешательства;
- получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
- получение медицинских и иных услуг в рамках добровольного медицинского страхования;
- возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи в порядке, установленном законодательством;
- допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав.
В случаенарушения прав пациента он или егозаконный представитель может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, вышестоящему органу управления либо в суд.
Статья 25. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Каждый гражданин имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям, лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. (Часть в редакции Закона РУз от 15.04.1999 г. N 772-I)
В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться гражданину и членам его семьи с соблюдением медико-этических норм, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
По требованиюгражданина ему предоставляются выпискииз медицинских документов, отражающих состояние его здоровья.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без его согласия только пооснованиям, предусмотренным частью третьей статьи 45 настоящего Закона.
Статья 26. Согласие на медицинское вмешательство
Необходимые предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинскоевмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлениемдолжностных лиц лечебно-профилактического учреждения.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители. При отсутствии родителей или иных законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей. (Часть в редакции Закона РУз от 15.04.1999 г. N 772-I)
Статья 27. Отказ от медицинского вмешательства
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28 настоящего Закона. При этом врач вправе взять письменное подтверждение, а при невозможности получения -засвидетельствовать отказ соответствующим актом в присутствии свидетелей.
Если отказ дает законный представитель пациента, и он может иметь для пациента тяжелые последствия, врач должен уведомить об этом органы опеки и попечительства.
Статья 28. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, без согласия граждан или их законных представителей допускается наоснованиях и в порядке, установленных законодательством.
III. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ГРАЖДАНАМ
Статья 29. Первичная медико-санитарная помощь
Статья 30. Неотложная и скорая медицинская помощь
Статья 31. Специализированная медицинская помощь
Статья 32. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Статья 33. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Статья 34. Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований
Статья 35. Обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
Статья 29. Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь, оказываемая учреждениями государственной системы здравоохранения, труда и социальной защиты населения, общественных объединений, является основным, доступным и бесплатным видом медицинского обслуживания и включает:
- лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний;
проведение санитарно-гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний;
проведение мер по охране семьи, материнства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. (Часть в редакции Закона РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
Первичная медико-санитарная помощь, оказываемая учреждениями частной и других систем здравоохранения, осуществляется на договорной основе за исключением отдельных групп граждан, которым такая помощь оказывается в соответствии с частью второй статьи 10 настоящего Закона. (Часть в редакции Закона РУз от 15.04.1999 г. N 772-I)
Объем и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Статья 30. Неотложная и скорая медицинская помощь
Граждане имеют право на получение неотложной медицинской помощи в любом лечебно-профилактическом учреждении системы здравоохранения.
Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать гражданам неотложную медицинскую помощь. За уклонение от оказания неотложной медицинской помощи, а также за ущерб, причиненный здоровью граждан, они несут ответственность в соответствии с законом.
Скорая медицинская помощь оказывается специальнойслужбой скорой медицинской помощи государственной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
При угрозе жизни гражданина медицинские работники имеют право использовать любой вид транспорта для перевозки гражданина в лечебно-профилактическое учреждение.
Первичную неотложную доврачебную помощь на месте происшествия должны оказыватьсотрудники милиции, работники пожарной охраны, аварийных служб, транспортных организаций, а также представители других профессий, на которых законодательством возложена такая обязанность.
Статья 31. Специализированная медицинская помощь
Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов профилактики, диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
Специализированная медицинскаяпомощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих лицензию на указанный вид деятельности.
Виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Статья 32. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Гражданам, страдающимсоциально значимыми заболеваниями, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается постоянное медицинское наблюдениев соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной системы здравоохранения.
Виды и объем помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социальнозначимыми заболеваниями, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Статья 33. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения.
Виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются Министерством здравоохранения РеспубликиУзбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Статья 34. Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований
В практике здравоохранения используются только разрешенные к применению в установленном законодательством порядке меры профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства.
Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия, а для лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, - только при непосредственной угрозе их жизни и с письменного согласия их законных представителей. (Часть в редакции Закона РУз от 15.04.1999 г. N 772-I)
Порядок применения указанных в части второй настоящей статьи методов диагностики, леченияи лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, в том числе используемых за рубежом, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Проведение биомедицинского исследования с привлечением человека в качестве объекта допускается в учреждениях государственной системы здравоохранения только после лабораторных экспериментов и получения его письменного согласия. Принуждение лиц к участию в биомедицинских исследованиях не допускается.
При получении согласия на биомедицинское исследование лицу должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Гражданинимеет право отказатьсяот участия в исследовании на любой стадии.
Пропаганда, в том числе в средствах массовой информации, методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке, запрещается. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законом.
Статья 35. Обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту либо без рецепта врача, утверждается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготныхусловиях, определяются КабинетомМинистров Республики Узбекистан. Право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях имеют лечащие врачигосударственной системы здравоохранения.
IV. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 36. Экспертиза временной нетрудоспособности
Статья 37. Врачебно-трудовая экспертиза
Статья 38. Военно-врачебная экспертиза
Статья 39. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза
Статья 40. Проведение патологоанатомических исследований и определение момента смерти человека
Статья 36. Экспертиза временной нетрудоспособности
Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иныхслучаях производится в порядке, установленном законодательством.
Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной системыздравоохранения, которые выдают гражданам листки нетрудоспособности. Гражданам, получившим лечение в частной и других системах здравоохранения, порядок выдачи листков нетрудоспособности устанавливается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
При экспертизевременнойнетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на врачебно-трудовую экспертную комиссию, в том числе при наличии у негопризнаков инвалидности.
Статья 37. Врачебно-трудовая экспертиза
Врачебно-трудовая экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, выдает соответствующие заключения, которые являются обязательными для администрации предприятий, учреждений,организаций, общественных объединений.
Порядок организации и производства врачебно-трудовой экспертизы устанавливается законодательством.
Заключение учреждения, производящего врачебно-трудовую экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем.
Статья 38. Военно-врачебная экспертиза
Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную или альтернативную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Республики Узбекистан, органов внутреннихдел, Службы национальной безопасности, и военнослужащих, устанавливает причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.
Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную или альтернативную службу, поступающих на военную службу по контракту, и военнослужащих устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными дляисполнения должностными лицами.Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем.
Статья 39. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза
Судебно-медицинская экспертизапроизводится в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения экспертом, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание,следователя, прокурора или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения.
Порядок организациии производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы устанавливается законодательством.
Заключения учреждений,производивших судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы, могут быть обжалованы в суд самим гражданином или его законным представителем.
Статья 40. Проведение патологоанатомических исследований и определение момента смерти человека
Патологоанатомические исследованияпроводятся в учреждениях здравоохранения в целях прижизненной и посмертной диагностики (биопсии, аутопсии), а также контроля за правильностью клинической диагностики и лечения заболевания, получения достоверных данных о причинах смерти.
Порядок проведенияпатологоанатомическихисследований и определения момента смерти человека устанавливается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
V. МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
Статья 41. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 42. Право на занятие частной медицинской практикой
Статья 43. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации
Статья 41. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие диплом об окончании высшего илисреднего специального медицинского учебного заведения в Республике Узбекистан, а на занятиеопределенными видами медицинской и фармацевтической деятельности, перечень которыхустанавливается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, - диплом и лицензию.
Лица, получившие диплом о медицинском или фармацевтическом образовании в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей профессии более трех лет, могут быть допущены к соответствующей деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании аттестации, проводимой аттестационными комиссиями Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
Лица, неимеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могутбыть допущены кзанятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним специальным медицинским образованием впорядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Студенты высших и средних специальных медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролеммедицинского персонала в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут ответственность в соответствии с законом.
Статья 42. Право на занятие частной медицинской практикой
Право на занятие частной медицинской практикой, в том числе целительством (народной медициной), имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем специальном медицинском образовании и лицензию на избранный вид деятельности.
Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и органы государственной власти на местах, а также орган, выдавший лицензию.
Прекращение занятиячастной медицинской практикой может производиться по решению органа, выдавшего разрешение на занятие частной медицинской практикой, или суда.
Статья 43. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации
Медицинские ифармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников.
Профессиональные медицинские, фармацевтические ассоциации и другие общественные объединения осуществляют свою деятельность на основании уставов и в соответствии с законодательством.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 44. Присяга врача Республики Узбекистан
Статья 45. Врачебная тайна
Статья 46. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан
Статья 47. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья
Статья 44. Присяга врача Республики Узбекистан
Лица, при получении диплома врача, приносят присягу следующего содержания:
"Получив высокое звание врача и приступая к медицинской деятельности, я торжественно клянусь:
- посвятить лечению больного и охране здоровья человека все свои знания и умение;
- оказывать медицинскую помощь каждому больному независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, вероисповедания, убеждений, социального происхождения и общественного положения, не жалея на это сил и времени;
- ставить выше личных интересов здоровье больного, быть скромным и честным, постоянно совершенствовать свои медицинские познания и мастерство;
- хранить врачебную тайну;
- всегда нести людям добро и веру в исцеление;
- продолжать славные традиции врачевания великихцелителей Гиппократа и Ибн Сины.
Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь".
Врачи за нарушение присяги несут ответственность, установленную законом.
Статья 45. Врачебная тайна
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания иные сведения, полученные при его обследовании и лицензии, составляют врачебную тайну.
Не допускается без согласия гражданина или его законного представителя разглашение сведений, составляющих врачебнуютайну, лицами, которым онистали известны приобучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кромеслучаев, установленных частью третьей настоящей статьи.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну,без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
- в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
- по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
- в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет для информирования егородителей или законных представителей; (Абзац в редакции Закона РУз от 15.04.1999 г. N 772-I).
- при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен врезультате противоправных действий либо несчастного случая.
Лица, которым в установленном порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны ответственность в соответствии с законом.
Статья 46. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан
В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшимущерб в объеме и порядке, установленном законодательством.
Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с физических и юридических лиц, ответственных за причиненный вред их здоровью.
В случаенеквалифицированноговыполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего вред жизни и здоровью граждан, ущерб возмещается в порядке, установленном законодательством.
Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работниковот дисциплинарной, административной илиуголовной ответственности в соответствии с законом.
Статья 47. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья
Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан, определенные настоящим Законом, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы или в суд.